Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Губернатор Выступления, обращения Бюджетное послание губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева

Бюджетное послание губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева

Дата события: 26.08.2020

Выступление на расширенном заседании Правительства Ростовской области

Уважаемые коллеги!

Сегодняшнее мое послание будет необычным. Хотя бы потому, что прозвучит оно в первый раз. И вызвано это сложившейся ситуацией.

Нам всем выпал очень непростой год. Пандемия коронавируса буквально вытолкнула всех нас из зоны комфорта. Потребовала мобилизовать ресурсы, по-новому взглянуть на работу всей вертикали власти.

Пандемия ожидаемо нанесла серьезный урон экономике, отразилась на благополучии многих.

Задача номер один — в кратчайшие сроки нивелировать эти потери и вернуться на путь стабильного развития.

 

Какие рычаги влияния у нас есть?

Безусловно, самый мощный — это бюджет региона.

Надеяться на оптимистичный сценарий восстановления экономики нужно, но брать его за основу опрометчиво. В нынешних условиях важно сохранить финансовую устойчивость региона. Сделать взвешенную перезагрузку бюджета для  выполнения социальных обязательств.

В моем бюджетном послании цифр будет меньше, чем обычно. Это сделано намерено, чтобы за рублями, километрами и койко-местами мы не потеряли главное — человека и его благополучие.

Знаю, коллеги, большинство из вас живут работой. Ваша самоотдача дорогого стоит. Но она же зачастую не позволяет взглянуть на процессы широко и непредвзято.

Давайте попробуем сейчас сделать это вместе. Вместе расставить приоритеты, определить главное и третьестепенное, то, что важно, а от чего, возможно, стоит отказаться.

 

И вы, и я, все мы находимся на службе. Государственной или муниципальной — большого значения не имеет. Главное — мы служим стране и жителям нашей области. В этом наша работа.

Что значит служить?

Служить — это, прежде всего, заботиться и защищать. Заботиться о тех, кому трудно, защищать тех, кто сам не может себя защитить.

Забота об инвалидах, людях преклонного возраста, поддержка семей с детьми — вот ключевой приоритет нашей бюджетной политики.

Бюджет на трехлетку мы верстаем в условиях падения бюджетных доходов. Но мы обязаны сохранить все ранее принятые перед людьми обязательства.

Сегодня субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получают более 116 тысяч донских семей. В среднем это полторы тысячи рублей в месяц. Дается субсидия тем, чьи расходы на оплату ЖКУ выше 20% от общего дохода семьи.

Мне предлагают поднять этот порог до 22%. Как в ряде  других регионов. В год мы направляем на такие субсидии более 2 млрд рублей, и такое решение позволит сэкономить сотни миллионов. Заманчиво, да? Но оно точно ухудшит и без того не простое положение тысяч донских семей. Мы на это не пойдем. Ставим точку, не обсуждаем больше эту тему на этом этапе и работаем дальше.

Снижение уровня бедности в два раза — вот наша цель на ближайшие годы. Задача сложная, но с поддержкой федерального центра решаемая.

Сегодня на Дону 80% малоимущих семей —  это семьи с детьми. В них воспитываются более 250 тысяч детей. Каждую такую семью власти на местах должны знать. И вместе с родителями детей делать все, чтобы помочь им преодолеть порог бедности.

Новые президентские решения уже увеличили доходы таких семей:

  • при рождении первенца, они получают ежемесячную выплату свыше 11 тыс. рублей;
  • почти 9 тыс. рублей ежемесячно составляет пособие при рождении третьего и последующих детей;
  • введена выплата на детей от 3 до 7 лет — 5,5 тыс. рублей в месяц;
  • востребован и региональный материнский капитал, отменять его, несмотря на трудности, мы не будем. Наоборот, в июне месяце текущего года по нашей инициативе депутаты Законодательного собрания продлили действие областного закона «О Региональном материнском капитале» до конца 2026 года;
  • хорошим подспорьем для семей с детьми-школьниками станет бесплатное питание, которым будут обеспечены с 1 сентября все без исключения 190 тысяч учеников младших классов.

Мы не можем считать успехом временное улучшение материального положения таких семей.

Наша цель — устойчивый выход малоимущих из категории «бедных». А значит, таким семьям мы должны давать и рыбу, и удочку.

Такой «удочкой» может стать адресная помощь в виде социального контракта — деньги государства взамен на обязательство получить образование, трудоустроиться, основать свое небольшое дело или обустроить личное подсобное хозяйство.

Это направление работы для нас не новое. На Дону уже заключено свыше 5 тысяч таких контрактов. Практика показала, что такой вид поддержки дает устойчивый рост доходов семей — в среднем в полтора раза.

В 2019 году из всех малоимущих граждан, кому была оказана социальная помощь, меньше 4% получили её в виде социального контракта. Так быть не должно!

Для тех, кто здоров и трудоспособен, — социальный контракт должен стать основной формой поддержки со стороны государства. Доля такой поддержки должна возрасти в разы — не четыре, а 34 процента.

 

Жизнь не всегда складывается так, как мы того хотим. И за чертой бедности можно оказаться по причинам, которые от человека совсем не зависят — болезнь, сокращение, пандемия… Хорошо, когда есть близкие, родные, которые помогут. А если их нет?

 

Тогда на помощь должно прийти государство. И такой механизм есть. Оказавшись в тяжёлом материальном положении, человек вправе обратиться за адресной помощью.

Как традиционно определялся ее размер:

  • Первое условие — среднедушевой доход семьи или одинокого человека должен опуститься ниже одного прожиточного минимума — ниже 10 350 рублей.
  • Если это так, то из величины прожиточного минимума вычиталась сумма среднедушевого дохода обратившегося. Вот эта разница, которая нередко оказывалась меньше 100 рублей, и выплачивалась человеку. От месяца до шести.

Коллеги, это не помощь. Это ложная надежда.

Поэтому, даже имея сложности с доходной частью бюджета, мы установили новые правила. Сейчас они приняты до 1 октября.

Сегодня в условиях пандемии:

  • за временной адресной помощью вправе обратиться те, чей среднедушевой доход ниже полутора прожиточных минимумов — ниже 15 тысяч рублей;
  • минимальный же размер такой помощи — 10% прожиточного минимума, сегодня это 1 035 рублей.

Точно знаю все трудности с наполнением бюджета. Однако считаю, что порог нуждаемости при предоставлении адресной помощи — в полтора прожиточных минимума — необходимо сохранить не до 1 октября, а как минимум до конца 2020 года.

Что же касается минимального размера такой временной адресной помощи, то планка в 10% прожиточного минимума должна стать постоянной.

 

На новый качественный уровень должна выйти и наша забота о старшем поколении.

Только за 5 лет численность жителей области старше трудоспособного возраста выросла на 7% — 80 тысяч человек. Соответственно увеличилась нагрузка на систему здравоохранения и социального обеспечения.

 

Наша задача - помочь пожилым землякам как можно дольше остаться социально активными и здоровыми. И добиваться этого необходимо сразу по нескольким направлениям.

Первое — серьезная модернизация системы социального обслуживания.

От заявительного характера — сначала обращение за помощью, а затем её получение в порядке очереди - мы должны перейти к практике постоянного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами. И этот долговременный уход должен включать и социальную, и медицинскую поддержку.

Такой принцип работы уже внедрен в 12 донских муниципалитетах. Задача в 2022 году обеспечить 100% охват им всех 55 городов и районов области.

Это потребует значительного увеличения финансирования — более чем в 3 раза до 2,1 млрд рублей в год. Но мы на это пойдем. Людям такая поддержка жизненно необходима, и мы обязаны ее обеспечить.

Второе. С возрастом приходят сугубо возрастные болезни. Поэтому для качественной помощи пациентам старше 60 лет продолжим развивать профильную гериатрическую службу. Задача — увеличить доступность такой специализированной помощи в условиях стационара минимум в 7 раз.

 

Третье. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо увеличить охват людей пожилого возраста профилактическими медицинскими осмотрами — не реже одного раза в год.

В прошлом году такие осмотры, включая диспансеризацию, прошли только 19% жителей области, достигших пенсионного возраста. В 2023 году их доля должна быть не ниже 65%. И в городах, и на селе!

Тем, кто не сможет добраться в больницу сам, необходимо обеспечить доставку. К жителям отдалённых хуторов и сел должны поехать мобильные медицинские комплексы. Они уже закуплены — сегодня их 26 единиц.

 

Инвестиции в донское здравоохранение не должны прекратиться с окончанием пандемии. Чтобы обеспечить рост продолжительности жизни с 73 до 78 лет к 2030 году необходимо еще сделать многое.

В современной России на первом месте из всех причин смерти — болезни системы кровообращения (46% всех смертей), на втором — новообразования (16%). Реализованный комплекс мер по развитию донского здравоохранения уже позволил значимо сократить смертность от этих заболеваний, но работа впереди очень серьезная.

В дополнение к 10 уже открытым в прошлом году Центрам амбулаторной онкологической помощи необходимо создать еще три — в городах Батайск, Миллерово и Белая Калитва. А также завершить уже начатое переоснащение оборудованием пяти онкологических диспансеров и двух областных больниц. Аналогичная задача и в отношении первичных сосудистых отделений.

 

В этом году мы завершаем модернизацию 95% детских поликлиник и поликлинических отделений — изменили внутренние пространства, установили самое современное оборудование. По сути, подготовили их к выполнению ключевой в педиатрии задачи — организации раннего выявления и диспансерного наблюдения детей с заболеваниями.

Однако капремонта требуют еще ряд детских медучреждений. Необходимые на это средства должны быть предусмотрены. Как и на строительство хирургического центра инновационных технологий Областной детской больницы. Учитывая высокую стоимость – 14 млрд рублей, данный вопрос требует быстрой, но основательной проработки с федеральным центром. Мы над этим работали и продолжаем.

 

И ещё одно, традиционное уже для нас направление — развитие первичной медико-санитарной помощи.

Важно сохранить набранные темпы замены устаревших фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Задача-минимум на ближайшие 3 года — 73 новых ФАПа и 19 амбулаторий.

Но главное, что нам предстоит — это внедрить новую модель работы организаций, оказывающих первичную медицинскую помощь. Речь о тиражировании нашего опыта «бережливых поликлиник», где все ориентировано на потребности пациента, бережное отношение к его временнОму ресурсу и эффективное использование ресурсов самой поликлиники.

В прошлом году опираясь на принципы такого бережливого производства, работали уже 37 поликлиник региона (9% от общего числа). В 2023 году «бережливыми» должны стать как минимум половина (50%) донских поликлиник.

 

Однако, задача номер один на уровне первичного звена здравоохранения — это ликвидация кадрового дефицита. Подвижки в этом вопросе есть, но их недостаточно. Об этом на встрече со мной говорил президент страны. К концу 2023 года обеспеченность врачами должна вырасти минимум на 7%, средним медперсоналом на 12%.

Какие механизмы мы задействуем для привлечения в первичное звено еще двух тысяч специалистов?

Считаю, что нужны новые, я бы даже сказал неординарные решения. Жду ваших предложений. Этот вопрос я беру на личное сопровождение.

 

Возможности для самореализации и развития талантов — это одна из пяти национальных целей развития России 2030 года.

Что нам предстоит сделать для ее достижения.

По-прежнему в ряде территорий, преимущественно в больших городах, остаются переполненными школы и детские сады. Их необходимо разгрузить.

Для этого потребуется создать новые места — не менее 10 тысяч школьных и 3 тысяч дошкольных мест. Построить 12 школ и 43 детских сада.

Отдельная задача — равный доступ к возможностям развития. Независимо от места жительства ребенка или состояния его здоровья!

За три года необходимо открыть на базе сельских школ и школ малых городов не менее 250 образовательных центров «Точка роста». Численность школьников, охваченных программами цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей должна превысить 90%.

В прошлом году мы полностью переоборудовали 10 коррекционных школ. Создали на их базе современные мастерские для освоения ребятами востребованных трудовых профессий. Такую работу необходимо провести в 100% коррекционных школ области.

 

Задача по развитию талантов потребует от нас и весомых инвестиций в сферу культуры. Нельзя снижать набранные темпы по капремонту учреждений культуры, по их оснащению современным оборудованием и транспортом. Задача-минимум — капремонт 54 учреждений, оснащение оборудованием 87, приобретение 18 автоклубов.

 

Важно создать условия и для дальнейшего роста числа тех, кто систематически занимается физической культурой и спортом.

За 5 лет мы почти вдвое увеличили обеспеченность жителей спортивными сооружениями. Уверен, что это не предел. За три года необходимо обеспечить строительство более 100 спортивных объектов.

Потребность в спортсооружениях, особенно в общедоступных площадках, все еще велика. Яркое тому свидетельство — большое число таких проектов в рамках инициативного бюджетирования. Мы видим желание людей заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, и должны поддержать его, не задумываясь.

 

Это же относится и к другим инициативам по развитию малой родины, когда люди готовы принимать личное участие — финансовое или трудовое. Считаю, что объем средств, ежегодно направляемых на реализацию проекта поддержки местных инициатив, должен вырасти. Минимум до 300 млн рублей в год. За три года вместе с людьми и бизнесом мы воплотим в жизнь более 450 инициативных проектов.

 

Еще одно приоритетное направление нашей работы — создание комфортной и безопасной среды для жизни на Дону.

Начну с главного — чистая вода.

К 2024 году долю жителей области, обеспеченных качественной питьевой водой из систем центрального водоснабжения, необходимо увеличить минимум до 90%. Для этого потребуется инвестировать в строительство, реконструкцию и капремонт объектов водопроводного хозяйства порядка 10 млрд рублей.

Нельзя снижать и набранные темпы по газификации. Особенно на селе. В 2023 году уровень газификации сельских населенных пунктов должен достичь 73%, в городах — 97%. Напомню и о  стратегической задаче: полной обеспеченности газом населенных пунктов области мы должны добиться к 2025 году, с учетом подписанного соглашения с Газпромом 19 августа.

 

Необходимо как минимум в четыре раза увеличить количество донских городов с благоприятной средой для жизни. По итогам прошлого года таких было только три, в 2023 году должно быть уже 12. Здесь потребуется целый комплекс работ — благоустройство территорий, устройство уличного освещения, цифровизация городского хозяйства.

 

На особом контроле приведение в порядок автодорог трех донских агломераций — ростовской, шахтинской и таганрогской. В них входят дороги 21 муниципального образования области, где проживают порядка 70% жителей области.

Наша задача на территории агломераций — увеличить, как минимум на 19%, долю дорог, находящихся в нормативном состоянии — до 82%. И как минимум на 32% сократить число мест, где ДТП происходят наиболее часто. Не менее важной остаётся задача по улучшению состояния дорог на территориях, не вошедших в агломерации.

Объем средств, требуемый для решения этих задач, очень внушительный. Все должно делаться в срок и качественно.

 

Поэтому в 2023 году по сравнению с прошлым годом:

  • не менее 66% контрактов на дорожные работы должны предусматривать использование новых технологий и материалов;
  • не менее 60% контрактов должны предусматривать выполнение работ на принципах контрактов жизненного цикла — подрядчик не просто строит или капитально ремонтирует автодорогу, а как минимум еще три года обеспечивает её текущий ремонт и содержание.

Вы знаете, что мной принято решение о передаче муниципалитетам доходов от транспортного налога. Кстати, мы единственный регион в стране, где переданы все 100% поступлений.

В результате районы области получили в среднем в 2,5 раза (!) больше средств на содержание и ремонт дорог.

Уважаемые руководители районов! Требую: распорядитесь этими средствами с умом. Тотальный ямочный ремонт — точно не лучшее решение.  Это я проконтролирую уже по итогам 9 месяцев текущего года, отдельно по каждому муниципалитету.

 

Традиционно в бюджете региона мы предусматриваем значительные средства на развитие экономики, прежде всего, на поддержку бизнеса. Предстоящий трехлетний бюджет не должен стать исключением.

Однако определяя бюджетную политику в этом направлении, важно четко расставить приоритеты.

 

Пандемия серьезно истощила наши ресурсы. Для восстановления потребуется время. В условиях ограниченных ресурсов особую значимость приобретает рост производительности труда. И в социальной сфере, и в госупралении, и в бизнесе.

Поэтому первое, что должна обеспечить господдержка бизнеса, — это рост производительности. Что в равной степени актуально и для промышленного, и для аграрного сектора.

Один пример из последнего: во многом благодаря мерам господдержки, ориентированным на рост производительности, за 5 лет урожайность зерна в сельзозорганизациях выросла на 13% — до 35 центнеров с одного гектара, а надои молока на 41% — до 6,5 тысячи килограмм на одну корову. В целом же за этот период производство продукции сельского хозяйства выросло на Дону на 20%.

Было падение в 2018 году. В растениеводстве — основная причина - засуха. В животноводстве — остановка ряда крупных предприятий. Для их перезапуска проведена серьезная работа. В текущем квартале Евродон, Донстар и Белая птица начинают работать. Вчера, например, вместе с руководством компании «Доматэ» побывали на возобновившей работу площадке по выращиванию индейки.

 

Второе. Господдержка должна стимулировать дальнейшее развитие переработки. И, в конечном счете, обеспечить переход от экспорта сырьевого к экспорту «с добавленной стоимостью». Вы знаете целевой ориентир, поставленный президентом, — рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70% к 2030 году.

В структуре нашего регионального экспорта уже преобладают именно такие товары — до 84%, поэтому обеспечить такую прибавку будет не просто, но возможно.

Спрос на продукцию донских производителей на мировом рынке ежегодно растет. За 5 лет объем экспорта региона вырос в 1,75 раза, при этом мы не просто сохранили положительное внешнеторговое сально, а увеличили его в 4 раза.

Третье. Господдержка должна стимулировать приток инвестиций. Через субсидирование затрат инвесторов на техприсоединение к объектам инженерной инфраструктуры. Через снижение затрат сельхозтоваропроизводителей на обслуживание инвесткредитов. Не думаю, что сейчас нужно изобретать что-то новое. Важно по максимуму обеспечить бюджетными средствами те механизмы, что уже доказали свою эффективность.

Задача президентом страны поставлена напряженная — обеспечить ежегодный прирост инвестиций не менее 5%.

Коллеги, хочу, чтобы все услышали!

В предстоящем бюджетном цикле мы должны окончательно снять все инфраструктурные ограничения — по электричеству, воде, очистным сооружениям — для инвестплощадок в моногородах.

Было не просто, но мы добились, чтобы Гуково, Зверево и Донецк получили статус территорий опережающего экономического развития — ТОСЭР. Создаваемые там предприятия пользуется беспрецедентными льготами по налогам и страховым взносам. Уже открыто 17 таких производств. Но дальнейший рост, очевидно, сдерживается отсутствием необходимых мощностей.

Коллеги, нужно решить эту проблему. Жду предложений!

 

Приоритет номер четыре — господдержка должна обеспечить рост числа занятых в сфере малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых — минимум на 150 тысяч человек (на 27%) к завершению предстоящего бюджетного цикла.

Инициатива в этом вопросе у областных институтов развития — агентства поддержки предпринимательства, гарантийного фонда и региональной лизинговой компании. Именно они должны и научить, и поддержать новых  предпринимателей. Иными словами,  требуются новые инструменты.

В сельских территориях важно сохранить набранные темпы развития малых форм хозяйствования. Инструменты также понятны — гранты на поддержку начинающих фермеров, семейных ферм, сельскохозяйственной потребкооперации.

 

Ну и последний приоритет, пятый — господдержка необходима, когда бизнес испытывает трудности.

Речь не о текущей ситуации, а о традиционном подходе, при котором предпринимателей отключают от господдержки, как только зафиксировано невыполнение целевых показателей – просрочка по уплате налогов, выплате зарплаты и так далее... В тот самый момент, когда бизнесу поддержка государства особенно важна, он ее лишается.

Да, правила эти общероссийские, но если наши аргументы будут достаточно вескими, то федеральные коллеги подходы могут скорректировать. Поручаю такой диалог организовать.  Надеюсь на активную позицию нашего депутатского корпуса.

В нынешней же, особой ситуации помощь получили более 46 тысяч предпринимателей. На сумму более 3 млрд рублей, из них 500 млн за счет регионального бюджета.

 

Напомню, национальная цель, в рамках достижения которой реализуются проекты по поддержке бизнеса, звучит так — «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»

Это значит, что, помогая бизнесу, государство вправе и требовать. А требование, по сути, одно — достойная зарплата сотрудников.

Такую же задачу должна решать власть в отношении заработной платы работников бюджетной сферы. И речь не об индексации на уровень инфляции, которая положена по закону. Задача — реальное повышение доходов бюджетников. Несмотря на все сложности с наполнением бюджета, снимать эту задачу с повестки мы не будем.         

Уважаемые коллеги, в июле президент страны подписал указ о национальных целях до 2030 года. На их достижение работают национальные проекты, в рамках которых в Ростовской области утверждены и воплощаются в жизнь 49 региональных проектов. Все они призваны обеспечить новое качество жизни и благополучие каждой донской семьи. А значит при формировании бюджета, ассигнования на национальные проекты должны предусматриваться в приоритетном порядке.

Поэтому поручаю органам исполнительной власти области приступить к подготовке изменений в стратегию развития области до 2030 года. Прошу депутатский корпус включиться в эту работу. Это нужно делать уже сейчас и подготовить предложения до конца года, а сами изменения внести в 2021 году.

В завершение от глобальных задач будущего хотел бы вернуться к настоящему.

И отдельно выделю одну из национальных целей – цифровая трансформация. Она включает в себя достижения цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, а также государственного управления: увеличение доли массовых социально-значимых услуг, доступных в электроном виде, до 95 %; рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность  широкополосного доступа к сети Интернет до 97%; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

Почему я на это обращаю внимание? Цифровая трансформация – это уже реальность. Это то, с чем мы живем. Но лидером будущей динамики развития  и региона в целом, и муниципальных образований будет только тот, кто это реализует. Более того, это же потребность той части населения, которая будет завтра трудиться – молодежи. В большой степени той части, которая уже работает. И это возможности людей старшего поколения получать услуги максимально комфортно для них. Мы с вами должны это понять. Кто к этому не готов, другие задачи не решит: те, о которых я говорил выше и те, о которых, конечно, не успел сказать. Поэтому нам предстоит перестройку, перемены произвести в своих головах, продолжить эту работу, мы, конечно, уже ее ведем, у нас есть неплохие результаты. Но без этого национальные цели, поставленные президентом страны, на территории Ростовской области будет достигнуть очень трудно. Задумайтесь очень основательно об этом. Если у вас эта тема не стала приоритетом, вы занимаетесь не тем делом. Если понимаете, что без этого двигаться вперед невозможно, вы на правильном пути.

Спасибо!

Дополнительные файлы

загружен: 26 авг. 2020 16:52
Текст бюджетного послания в формате .docx
63.7 КБ
Размещено: 26 авг. 2020 12:30
Изменено: 26 авг. 2020 16:59
Количество просмотров: 855