Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2022 – 2024 годы»

«Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2022 – 2024 годы»

Дата события: 20 окт. 2021

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Л.В.Федотова, заместитель губернатора - министр финансов Ростовской области

Уважаемый Игорь Александрович!

Уважаемые участники заседания!

Министерством финансов Ростовской области в рамках подготовки областного бюджета на 2022-2024 годы сформированы основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной трехлетний период.

Для нас это первое публичное обсуждение концепции бюджета на очередную трехлетку, что придает ему особое значение.

В своем докладе я хотела бы остановиться на ключевых целях и задачах бюджетной и налоговой политики, на структурных приоритетах бюджета и, конечно, межбюджетных отношениях.

За прошедший год и в текущем периоде сделаны определенные выводы, перестроены подходы в реализации бюджетной политики в целях создания условий для восстановления экономики и снижения негативных последствий коронавирусной инфекции.

Меры, реализованные в Ростовской области в соответствии с утвержденными Планами стабилизации экономики и поддержки населения, а также масштабная поддержка из федерального бюджета способствовали положительным итогам завершения 2020 года и росту показателей текущего финансового года.

В непростом 2020 году областной бюджет продемонстрировал свою устойчивость. Так, в прошлом году темп роста доходов и расходов к уровню 2019 года составил выше 17 и 18% соответственно.

Динамика исполнения бюджета текущего года свидетельствует о том, что принятые в период пандемии решения позволили нам сохранить финансовую стабильность и в то же время придали импульс для дальнейшего движения вперед. В этом году мы дважды увеличивали бюджетные параметры налоговых и неналоговых доходов, всего – на 7,9 млрд. рублей. Очередными изменениями в областной бюджет также планируется пересмотреть прогноз по доходам в сторону увеличения.

По итогам 9 месяцев текущего года мы видим рост по доходам в целом в сравнении с аналогичным периодом 2020 года на 15 процентов, а по собственным доходам – более 19 процентов.

Это говорит о постепенном восстановлении экономики, повышении устойчивости к эпидемиологическим рискам. В таких условиях на первый план вновь выходят задачи содействия достижению национальных целей развития.

На 2022-2024 годы во многом сохранится преемственность тех задач, которые были обозначены в указах и Послании Президента Российской Федерации, определены Губернатором области. Основные: социальное благополучие населения, создание условий для развития людей, формирование комфортной среды для их проживания.

При этом крайне важно соблюсти баланс между выполнением социальных обязательств и реализацией потенциала областного бюджета как бюджета развития.

С этой целью будет продолжено осуществление уже зарекомендовавших себя мер, а также внедрены новые инструменты, о них я Вам сегодня доложу.

· Тенденции налоговой системы предусматривают постепенный возврат к налоговому и финансовому климату, существовавшему до введения ограничительных мер.

В целом приоритетом налоговой политики является обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов с сохранением акцентов на повышение стимулирующей функции налоговой системы.

· Прогноз доходов сформирован с учетом концептуальных изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации в части налогов на прибыль, имущества организаций и акцизов.

Для решения задач по дополнительной мобилизации доходов за счет использования имеющихся резервов продолжится взаимодействие с федеральными органами власти и органами местного самоуправления.

Устойчивый экономический рост - это важнейшее условие повышения качества жизни граждан. Для ускорения темпов экономики необходимо увеличивать инвестиции в основной капитал, укреплять конкурентоспособность донских предприятий.

· Решению задач по увеличению инвестиций будут способствовать следующие меры:

введение института региональных инвестиционных проектов с предоставлением организациям, реализующим таких проекты, льгот по налогу на прибыль;

расширение инвестиционного налогового вычета. Преференция станет доступной для организаций из перечня «100 Губернаторских инвестиционных проектов», резидентов и управляющих компаний индустриальных парков и технопарков, переработчиков пищевой продукции, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализующих новые проекты по высокотехнологичной переработке отходов;

предоставление льгот по налогу на имущество резидентам и управляющим компаниям индустриальных парков и технопарков.

Наряду с новыми стимулами остаются доступными системные меры повышения инвестиционной активности - ранее введенные льготы по налогу на прибыль и имущество для организаций инвесторов.

· Следующее немаловажное направление - поддержка субъектов малого предпринимательства.

Будет продолжено предоставление налоговых льгот, ежегодно подтверждающих свою эффективность:

пониженной с 15 до 10 % ставки налога по упрощенной системе, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов;

«налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Все региональные налоговые льготы признаются налоговыми расходами и подлежат учету, контролю и оценке.

Оценка их эффективности проводится ежегодно, а ее результаты учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной бюджетный цикл.

· Помимо налоговых льгот существенная поддержка для дополнительного стимулирования экономики оказывается и в виде прямого субсидирования. Очень важно продолжать активную политику, направленную на стимулирование экономического роста.

В рамках выполнения этой стратегии осуществляется докапитализация региональных гарантийных и микрофинансовых организаций, оказывается государственная поддержка агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства.

Для привлечения инвестиций в регион предусматриваются бюджетные ассигнования на предоставление «инженерных» субсидий.

Новым механизмом региональной инвестиционной политики будут инфраструктурные бюджетные кредиты на осуществление расходов инвестиционного характера.

Ростовская область активно включилась в работу с данным инструментом. 30 сентября текущего года на заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации в рамках установленного лимита нам было одобрено выделение бюджетного кредита в объеме 15 млрд 354 млн рублей для реализации проекта – создание линии скоростного трамвая в городе Ростове-на-Дону.

Кроме того, еще 2 инфраструктурных проекта будут рассматриваться в рамках конкурсного отбора. Соответствующий пакет документов уже направлен в Минстрой России.

Общий объем бюджетных кредитов по проектам, участвующим в конкурсном отборе, составляет 8 млрд 213 млн рублей.

Важно, что все инфраструктурные проекты будут реализовываться с учетом привлечения внебюджетных источников и имеют высокую степень самоокупаемости. Это обеспечит не только возврат бюджетных кредитов, но и дополнительное поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет области.

В целом расходы к 1 чтению предусмотрены с ростом от первоначального бюджета 2021 года на 6,3%. А ко 2 чтению эти цифры всегда увеличиваются за счет уточнения федеральных межбюджетных трансфертов.

В приоритетном порядке будут предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение региональных проектов, которые направлены на достижение национальных целей развития.

Вы знаете, что федерацией разработаны новые подходы к формированию государственных программ. В следующем году нам предстоит большая работа по донастройке системы управления государственными программами на региональном уровне по аналогии с федеральными подходами, обеспечению синхронизации областных госпрограмм и региональных проектов.

Все это позволит повысить их эффективность, усилит взаимосвязь между целями, показателями и объемами финансирования.

Безусловными приоритетами бюджетной политики являются сохранение населения, здоровье и благополучие людей.

· Целый комплекс мер предусмотрен для повышения уровня доходов граждан.

Это увеличение заработной платы бюджетников, индексация социальных выплат, пособий стипендий на уровень инфляции, социальные выплаты по социальному контракту для малоимущих граждан, обеспечение социальных гарантий гражданам старшего поколения (ветеранам труда, лицам, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий).

· Принято решение об увеличении с 1 января 2022 года на 50 процентов размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников общеобразовательных организаций и воспитателей дошкольных образовательных организаций.

· В очередном бюджетном цикле будет сделан упор на адресную поддержку семей с детьми. Выплаты непосредственно в денежной форме предусмотрены многодетным семьям, нуждающимся семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет, беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет из малоимущих семей.

В целях повышения рождаемости будут предоставляться пособия при рождении одновременно трех и более детей, третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. При рождении третьего или последующих детей малоимущим семьям будет предоставлен региональный материнский капитал. В 2022 году его размер составит 130 тысяч 806 рублей.

· Для оказания государственной поддержки в приобретении жилья предусмотрено обеспечение жильем ветеранов; детей-сирот, помощь в приобретении жилья многодетным семьям, в том числе в виде предоставления земельных сертификатов на улучшение жилищных условий, молодым семьям, семьям, проживающим в сельской местности.

· Для поддержки граждан на региональном уровне как и ранее обеспечены комфортные налоговые условия по транспортному налогу.

К большому сожалению пандемия коронавируса еще не завершена, мы переживаем очередную волну. Необходимо помнить также о существовании других опасных заболеваний. В этих условиях значительные средства будут направлены на повышение качества и доступности медицинской помощи.

· Запланированы строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений здравоохранения, оснащение дорогостоящим оборудованием первичных сосудистых отделений, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями.

· Продолжится модернизации первичного звена здравоохранения, включая капитальный ремонт, оснащение медицинских организаций, приобретение автомобильного транспорта,

· Развивается высокотехнологичная медицинская помощь.

· Для снижения кадрового дефицита в профессии медработникам предусмотрены единовременные компенсационные выплаты.

· Расходы в сфере здравоохранения на очередную трехлетку будут сформированы с учетом голосования жителей области в рамках губернаторского проекта «Народный Совет». На 2022 год уже выбраны три направления. За счет зарезервированных в бюджете средств будут приобретены:

– высокотехнологическое диагностическое оборудование;

– физиотерапевтическое оборудование и средства медицинской реабилитации;

– оборудование функциональной диагностики для мониторинга сердечной и мозговой активности.

В бюджете будут предусмотрены расходы в целях самореализации и развитии талантов жителей области.

· Прежде всего это модернизация школ, в том числе при поддержке федерального бюджета, их капитальный ремонт, обеспечение бесперебойным доступом к сети «Интернет».

· Особое внимание будет уделено совершенствованию системы общедоступных государственных и муниципальных библиотек.
В планах строительство новых сельских домов культуры, капитальный ремонт памятников и сохранение объектов культурного наследия.

· Для приобщения молодежи к спорту запланированы мероприятия по проведению эстафеты огня Специальной Олимпиады, развитию детско-юношеского футбола, подготовке спортсменов к участию во всероссийских и международных соревнованиях.

Еще один бюджетный приоритет это создание комфортной и безопасной среды для жизни. Сюда входит поддержка жилищно-коммунального хозяйства, в том числе мероприятия по строительству, реконструкции, капремонту объектов инженерной инфраструктуры, ликвидации аварийного жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных домов, благоустройство общественных территорий.

· Традиционно сформирован областной Дорожный фонд, возможности которого будут увеличены ко 2 чтению бюджета, после распределения федеральных трансфертов на строительство и ремонт дорог.

· Одним из новых направлений является модернизация транспортного обслуживания населения (в 2021 году – принят в реализацию проект по г.Таганрогу).

При формировании межбюджетных отношений на 2022-2024 годы были приняты меры по поддержанию финансовой самостоятельности бюджетов муниципальных образований.

В связи с этим приоритетными направлениями межбюджетных отношений с местными бюджетами являются:

содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов,

обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований,

реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению установленных бюджетным законодательством ограничений по дефициту местного бюджета, параметрам муниципального долга.

В целях увеличения собственной доходной базы местных бюджетов продолжится передача единых нормативов отчислений из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований.

Также как и на федеральном уровне запланирована индексация общего объема дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности на уровень базовой инфляции от общего объема, утвержденного на текущий финансовый год.

Предоставление дотаций поселениям возобновится напрямую из областного бюджета. Это позволит выравнивать бюджетную обеспеченность поселений для предоставления муниципальных услуг населению в равных для всех условиях в целом по Ростовской области, усилить контроль за муниципальными образованиями в рамках предоставления дотаций и мониторинга их сбалансированности. Сократится время поступления дотаций из областного бюджета в местные бюджеты.

При этом в соответствии с федеральным законодательством у муниципальных районов остается полномочие по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

Увеличится объем предоставляемых бюджетных кредитов из областного бюджета с погашением в пределах финансового года для ликвидации временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов.

Кроме того, в областном бюджете уже к 1 чтению в целях содействия в обеспечении сбалансированности местных бюджетов предусматривается предоставление соответствующей дотации.

Продолжится дальнейшая цифровизация бюджетного процесса с использованием информационных технологий.

Модернизация затронет функционал Единой автоматизированной системы управления общественными финансами, или более привычное для нас - «АЦК».

Ряд документов планируется перевести в электронный формат. Это касается, к примеру, соглашений с муниципальными образованиями, предусматривающих мероприятия по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также соглашений о предоставлении субсидий.

Деятельность министерства финансов области охватывает все этапы бюджетного процесса, начиная от планирования до последующего финансового контроля.

В целях повышения эффективности контрольной деятельности продолжится использование риск-ориентированного подхода к её планированию и осуществлению, применение единых федеральных стандартов контроля и форм документов.

В части полномочий финансового органа по контролю в сфере закупок для государственных нужд будут применены новые требования. С 2022 года контроль в отношении объема финансового обеспечения будет проводиться по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, сформированному в системе «Электронный бюджет».

Кроме того, с 2022 года финансовые органы будут осуществлять контроль за соответствием вносимой в реестр контрактов информации об исполнении контракта (его этапа), о расторжении контракта его условиям (изменениям).

В завершении еще раз подчеркну, важно добиться чтобы бюджет стал более эффективным инструментом развития, достижения национальных целей, способствовал росту благосостояния наших граждан.

Ответственное отношение к каждому бюджетному направлению должно соблюдаться не только на этапе планирования, но и на каждом последующем этапе бюджетного процесса. Для этого потребуется эффективная и слаженная работа всех органов государственной власти, муниципальных образований области.

Доклад окончен.

Рубрикатор

Бюджет

Налоги

Дополнительные файлы

загружен: 20 окт. 2021 14:51
Скачать в формате .docx
41.56 КБ
Размещено: 20 окт. 2021 14:47
Изменено: 20 окт. 2021 14:47
Количество просмотров: 408
Электронная приёмная граждан