Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «Об обеспечении защиты прав потребителей в Ростовской области»

«Об обеспечении защиты прав потребителей в Ростовской области»

Дата события: 21 июл. 2021

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

И.В.Теларова, директор департамента потребительского рынка Ростовской области

Добрый день, уважаемый Василий Юрьевич, уважаемые члены правительства, присутствующие!

В повседневной жизни все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - покупаем товары, обращаемся в службы быта, пользуемся транспортными, коммунальными, медицинскими, финансовыми услугами. Часто при этом, увы, наши права нарушаются.

Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Ведь эффективная защита прав потребителей имеет решающее значение для формирования справедливого, прозрачного, конкурентного, основанного, в том числе на применении современных цифровых технологий, рынка Российской Федерации. На этом сделан акцент в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.

В этой связи департамент потребительского рынка Ростовской области, как орган исполнительной власти субъекта, уже на протяжении 13 лет системно и целенаправленно реализует программу мероприятий по защите прав потребителей.

Вся работа строится на создании для наших жителей условий для защиты своих прав, обеспечению их бесплатной, доступной квалифицированной юридической помощью, повышению уровня правовой грамотности, качества товаров, реализуемых на потребительском рынке области и услуг, оказываемых в Донском регионе.

Спасибо Вам Василий Юрьевич, что поддержали инициативу департамента по выделению дополнительного финансирования на мероприятия подпрограммы по защите прав потребителей.

В связи с этим у нас появилась возможность увеличить охват оказания населению бесплатной юридической помощи, акцентировать внимание на наиболее проблемные вопросы, проводить более масштабные и значимые мероприятия.

Ежегодно, благодаря совместной работе департамента, общественных приемных, органов местного самоуправления, бесплатную, квалифицированную юридическую помощь получают более 60 тысяч граждан Ростовской области.

В 2020 году количество общественных приемных по защите прав потребителей было увеличено в два раза. В настоящее время на территориях крупных городов и районов Ростовской области функционируют 10 общественных приемных, в которых в прошлом году проконсультировано более 3000 потребителей.

Только посредством работы специалистов общественных приемных, нашим гражданам удалось сохранить порядка 1,5 миллионов рублей по спорам, возникшим в связи с некачественным оказанием услуг, работ или реализацией товаров.

При этом наибольшее количество обращений были связаны с вопросами оказания услуг ЖКХ, транспортных услуг, торговли.

Вместе с тем, мы отмечаем, что обусловленные пандемией новой коронавирусной инфекции события повлекли за собой изменения в динамике обращений потребителей и в ряде других сфер.

В частности, мы отмечаем рост числа обращений в сфере онлайн-торговли. Распространение инфекции оказало существенное влияние на количество клиентов интернет-магазинов.

Так, по итогам I квартала текущего года объем оборота розничной торговли товарами через Интернет в Ростовской области увеличился в 3,2 раза к уровню аналогичного периода 2020 года и составил 9,5 миллиардов рублей.

Кроме того, в числе наиболее уязвимых в условиях пандемии в части нарушений прав потребителей оказались: банковские услуги и страхование; сфера туризма и авиаперевозок; сфера культуры и медицины.

В целях получения оперативной консультационной помощи, для жителей донского региона создана эффективная многоканальная система бесплатной квалифицированной юридической помощи.

Сегодня, посредством сервисов и разделов сайта www.zppdon.ru: «Задать вопрос», «Составить претензию», «Чат-бот юрист», электронной почте, телефону горячей линии, потребители области имеют возможность получить правовую помощь, не выходя из дома.

Также, следуя последним трендам современного диджитал-маркетинга, в этом году мы приступили к освоению сверхпопулярного в молодежной среде приложения – Тик-Ток. Теперь актуальная информация в формате ярких и запоминающихся роликов о защите прав потребителей стала доступна пользователям этого трендового хостинга. Кроме того, вопросы защиты прав потребителей активно освещаются на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм, Фейсбук, функционирует YouТube-канал по защите прав потребителей.

С начала года в социальных сетях размещено свыше 160 постов и более 25 видеороликов.

Неизменно приоритетным направлением деятельности в сфере защиты прав потребителей остается проведение сравнительных исследований и независимых экспертиз качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых и оказываемых на потребительском рынке области.

Основная цель проведения исследований, которую мы ставим перед собой – это обеспечение дополнительных гарантий прав потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров.

Таким образом, проведение исследований продукции имеет высокую социальную значимость, служит покупателям ориентиром при выборе товаров и услуг, а также является дополнительным рычагом в отстаивании права на полную, достоверную, своевременную и независимую информацию о качестве и безопасности продукции.

В прошлом году на соответствие требованиям качества и безопасности были проверены 1000 образцов, что в 7,5 раз больше, чем в 2019 году. В экспертный перечень, в том числе, вошли традиционно исследуемые нами, продукты из потребительской корзины. Это: молочная, мясная, рыбная продукция, колбасные, кондитерские изделия, яйца, крупы, овощи, фрукты и многое другое. Ведь данная продукция поставляется и в детские сады, и в школьные столовые, и в лечебные учреждения.

В 2020 году среди некачественных была молочная продукция, салаты собственного производства магазинов, полуфабрикаты из мяса, замороженная рыбная продукция, детский пластилин, школьная форма и другие. Подробные результаты исследований размещались по мере проведения в средствах массовой информации, а также на профильных сайтах департамента.

Кроме того, результаты исследований мы направляли в адрес предприятий, выпустивших и реализующих некачественную продукцию, а также в контрольно-надзорные органы.

По фактам выявленных нарушений, предприятия торговли изымали некачественную продукцию из ассортимента и возвращали ее поставщику, предприятия-производители сообщали о проведении оперативных санитарных мероприятий, контролирующими органами проводились административные расследования. В итоге, за счет вытесняемого контрафакта, полки магазинов региона пополняются качественной донской продукцией.

В текущем году запланировано проведение исследований свыше 600 образцов из различных групп товаров, а также различных видов услуг. В том числе, мы проведем исследования услуг питания школьных столовых, а также специализированной пищевой продукции для питания детей дошкольного и школьного возраста.

О важности организации процесса питания в школьных столовых еще в январе 2020 года заявил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, при этом поручил уделить особое внимание мониторингу качества продуктов для школьников.

Вместе с тем, решая задачу по обеспечению учащихся школ не только качественным, но и вкусным питанием, департамент потребительского рынка области инициировал проведение конкурса в сфере общественного питания «Школа со вкусом».

Не секрет, что в школьных столовых наблюдается высокий уровень отходов, особенно это касается блюд, которые крайне важны для здоровья детского организма (блюда из печени, рыбы, каши, блюда из творога и молочные напитки). В образовательных организациях ряда регионов количество отходов продуктов питания составляет от 30 до 80% от общего числа блюд.

В связи с этим, мы хотим привлечь рестораторов и поваров региона к созданию рецептов вкусных и полезных блюд для школьников из разнообразных продуктов, с учетом всех требований к школьному питанию. Надеемся, что этот проект позволит вывести школьное питание на другой уровень качества и будет способствовать повышению привлекательности блюд школьного меню.

На финал конкурса, кроме профессионального жюри, будут приглашены родители и дети, которые дадут независимую оценку приготовленных участниками школьных блюд.

По итогам конкурса будет составлена Книга рецептов, которая будет передана в министерство образования области для дальнейшего распространения в школы региона. Мы считаем, что рецепты, перечисленные в сборнике, могут в корне изменить меню школьных столовых. От этого зависит не только эффективное использование средств, выделенных на школьное питание, но и здоровое развитие наших детей.

Вместе с тем, мы не забываем и о формировании нравственного здоровья подрастающего поколения. Так с целью повышения мотивации учащихся к углубленному изучению вопросов защиты прав потребителей, повышения потребительской грамотности, популяризации данных вопросов среди молодежи, проводятся олимпиады среди школьников по вопросам защиты прав потребителей.

В текущем году в олимпиаде принимали участие свыше 4300 человек – учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ Ростовской области. В результате были определены 3 основных победителя, 6 победителей в различных номинациях, а также 3-е участников награждены грамотами за активное участие.

В целях кадрового обеспечения системы защиты прав потребителей Ростовской области, повышения значимости и престижа рабочих профессий, повышения квалификации работников, департаментом потребительского рынка второй год подряд проводится конкурс концепций профессионального мастерства в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания: «Твоя профессия - Твоё будущее!».

Вместе с тем, уже доброй традицией стало проведение конкурса «Сильно сказано».

Практика показала, что он активно привлекает внимание к вопросам защиты прав потребителей, а также содействует повышению юридической грамотности жителей Дона. В конкурсе принимают участие авторы, каналы, программы, освещающие тему защиты прав потребителей, а также общественные организации, общественные приемные, муниципалитеты. В настоящее время продолжается прием заявок на участие в конкурсе.

Важным и необходимым направлением деятельности по защите прав потребителей является защита, обеспечивающаяся посредством Администраций муниципальных образований. Общее число специалистов, координирующих вопросы защиты прав потребителей в Ростовской области,
во всех 55 муниципальных образованиях, составляет 120 человек. Их силами в 2020 году были проконсультированы порядка 45 тысяч потребителей, в досудебном порядке урегулировано 20 % потребительских споров от общего количества поступивших письменных обращений, что соответствует целевым показателям нашей подпрограммы. В адрес хозяйствующих субъектов специалистами было составлено 1105 претензий об удовлетворении требований потребителей.  Среди населения в совокупности проведено более 1000 олимпиад, конкурсов, акций и викторин. Общее количество проведенных занятий для учащихся общеобразовательных учреждений составило более 3000, их посетили более 50 тыс. учащихся различных возрастных групп. Кроме того, проведено более 200 семинаров для хозяйствующих субъектов, которые посетили более 4000 человек. Для потребителей было проведено более 170 семинаров, которые посетили более 4700 человек.

Все вышеуказанные мероприятия включены в перечень показателей при оценке эффективности деятельности по защите прав потребителей в муниципальных образованиях и учитываются при проведении департаментом потребительского рынка ежегодной рейтинговой оценки, в целях выявления и распространения лучших практик по защите прав потребителей в области. Результаты рейтинга, безусловно, являются стимулирующей мерой для муниципальных образований Ростовской области.

Так, по итогам проведенной рейтинговой оценки в 2020 году работа 25 муниципальных образований признана эффективной, 26 муниципальных образований сработали удовлетворительно и в 4 муниципальных образованиях работа по обеспечению защиты прав потребителей ведется неэффективно. 

Неэффективны: Верхнедонской, Советский, Песчанокопский и Боковский районы.

Эффективны: Ростов-на-Дону, Таганрог, Волгодонск, Новошахтинск, Шахты, Батайск, Новочеркасск, Каменск-Шахтинский, а также Орловский, Аксайский, Сальский, Зерноградский, Октябрьский, Чертковский, Белокалитвинский, Заветинский, Милютинский, Константиновский, Морозовский, Цимлянский, Усть – Донецкий, Красносулинский, Шолоховский, Семикаракорский и Неклиновский районы Ростовской области.

Для нашего региона неизменно приоритетными на протяжении всего периода реализации программы остаются вопросы обеспечения защиты прав потребителей и создания условий для обеспечения соблюдения их конституционных прав. Самое главное, мы видим результат! Наши жители становятся грамотнее, растет уровень доверия к институтам системы защиты прав потребителей – органам исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, общественным организациям, что подтверждается и результатами проводимых нами ежегодных социологических опросов населения, являющимися важным индикатором, определяющим вектор дальнейшего развития.

О результативности нашей деятельности говорит и тот факт, что Ростовская область занимает лидирующие позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей. Опыт нашего региона по организации защиты прав потребителей признан передовым. При этом, мы не намерены останавливаться на достигнутом, продолжаем развиваться и работать, не снижая планку!

Благодарю за внимание!

Дополнительные файлы

загружен: 21 июл. 2021 15:54
Скачать в формате .doc
55.5 КБ
Размещено: 21 июл. 2021 15:48
Изменено: 21 июл. 2021 15:48
Количество просмотров: 48
Электронная приёмная граждан