Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «О подведении итогов оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Ростовской области за 2020 год»

«О подведении итогов оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Ростовской области за 2020 год»

Дата события: 23 июн. 2021

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Л.В.Федотова, заместитель губернатора - министр финансов Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

В преддверии публичных слушаний по отчету об исполнении областного бюджета за 2020 год сегодня мы подводим итоги работы органов местного самоуправления по повышению качества управления бюджетным процессом в 2020 году.

Оценка качества управления бюджетным процессом охватывает все сферы от планирования местных бюджетов до финансовых взаимоотношений с поселениями и содержит 51 показатель.

Итоговый рейтинг комплексной оценки зависит от слаженности действий всех органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий.

В 2020 году исполнение бюджетов всех уровней осуществлялось в условиях принятых ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019).

В целях принятия антикризисных мер для недопущения разбалансированности бюджетов на областном и муниципальном уровнях были утверждены Планы первоочередных мероприятий по обеспечению социальной стабильности и устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Пересмотрены параметры доходов бюджетов, приоритизированы расходы исходя из необходимости обеспечения в полном объеме первоочередных регламентных расходов (заработная плата с начислениями, коммунальные услуги, питание, услуги связи, уплата налогов и сборов и другие).

Оказана значительная финансовая поддержка местным бюджетам. Приняты решения о передаче муниципальным районам и городским округам нормативов отчислений от областных налогов. Осуществлялось регулярное методологическое обеспечение бюджетного процесса.

Объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в 2020 году вырос на 20,4 млрд рублей по сравнению с 2019 годом и составил 118,3 млрд рублей по 188 направлениям.

На выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из областного бюджета направлено 10 млрд рублей с приростом к 2019 году на 3,7 %.

На обеспечение сбалансированности и покрытие кассовых разрывов местных бюджетов выделено 383,6 млн рублей.

В условиях снижения поступления собственных доходов и необходимости обеспечения первоочередных социально значимых расходов из областного бюджета был выделен 1 млрд рублей на обеспечение равного доступа граждан к муниципальным услугам.

Более 1,5 млрд рублей выделены на приобретение оборудования и мебели для муниципальных медицинских учреждений, стимулирующие выплаты и средства защиты медицинским работникам, текущий ремонт помещений медназначения и другие направления.

В рамках губернаторского проекта «Народный совет» по итогам голосования жителей 488,0 млн рублей направлены на приобретение автомобилей для системы здравоохранения и оборудования для организации здорового питания в школьных столовых.

Субсидии и иные межбюджетные трансферты на решение вопросов местного значения предоставлены в объеме 32,3 млрд рублей с ростом к уровню 2019 года на 5,8 млрд рублей или 22 %.

Уровень использования местными бюджетами этих средств составил 87,5 % при 91,9 % годом ранее. Неосвоение составило 4,6 млрд. рублей.

Учитывая особенности исполнения бюджетов всех уровней в 2020 году, применение мер ответственности за невыполнение показателей результативности и сроков выполнения работ, установленных соглашениями, приостановлено.

Вместе с тем, по-прежнему остается открытым вопрос эффективности расходования предоставляемых областных средств, а также взвешенного подхода отдельных муниципальных образований при наращивании объемов средств, привлекаемых из областного бюджета на софинансирование муниципальных полномочий.

Повышению ответственности органов местного самоуправления за качественное планирование и исполнение местных бюджетов способствовала реализация Соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, заключаемых местными администрациями с минфином области. Эту работу мы проводим с дотационными муниципалитетами с 2017 года.

В 2020 году соответствующие обязательства выполняли 440 муниципальных образований.

В числе обязательств:

рост налоговых и неналоговых доходов,

первоочередное финансовое обеспечение социально значимых расходов,

соблюдение параметров муниципального долга и нормативов на содержание органов местного самоуправления,

недопущение просроченной кредиторской задолженности и другие.

Учитывая условия исполнения бюджетов в 2020 году, по аналогии с федеральными подходами исключены меры ответственности за невыполнение обязательств Соглашений в виде сокращения дотации.

Вместе с тем, невыполнение отдельными муниципальными образованиями обязательств Соглашений влияет на степень оценки качества. В их числе:

- несоблюдение норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления (11 поселений 8-ми районов). Все нарушители подпадают под действие статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации,

- планирование первоочередных социально значимых расходов в объеме ниже необходимой потребности (2 городских округа, 11 муниципальных районов, 10 поселений 6-ти районов),

- исполнение «несвойственных» полномочий (2 городских округа и 8 муниципальных районов):

оказание материальной помощи гражданам, поддержка почетных граждан, премирование членов коллектива МУПов, денежное вознаграждение отдельным категориям граждан, поддержка городских общественных организаций.

Предусмотрены меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам органов местного самоуправления, чьи действия (бездействие) привели к нарушению обязательств.

Исполнение местных бюджетов за 2020 год характеризуется следующими показателями.

Несмотря на ковидные ограничения, по итогам 2020 года собственные налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов исполнены в объеме 43,3 млрд рублей с приростом к уровню 2019 года на 4,5 млрд рублей или на 11,6 %. Обеспечение такого максимального роста среди субъектов ЮФО (в среднем 1,04%) стало возможно благодаря своевременно принятым мерам по поддержке областной экономики, а также переданным в местные бюджеты нормативам отчислений по транспортному налогу.

В целом за счет нормативов отчислений от налогов, ранее подлежащих зачислению в областной бюджет, в местные бюджеты поступило 16,1 млрд рублей или более трети их собственных доходов (НДФЛ - 15%, транспортный налог – 100,0 %, государственная пошлина - 45%, акцизы на нефтепродукты – 10%).

Положительная динамика поступлений обеспечена большинством муниципальных образований. Наибольший прирост доходов: Каменский район (117,5 млн рублей) и г. Таганрог (73,4 млн рублей).

Не обеспечили темп роста (в сопоставимых условиях) 13 муниципальных образований (в их числе г. Ростов-на-Дону, Азовский, Белокалитвинский, Веселовский, Волгодонской, Зимовниковский, Ремонтненский, Советский, Тарасовский районы).

34 муниципальных образования обеспечили снижение недоимки, сложившейся на начало 2020 года, на 585,9 млн рублей или на 8 %.

Но ее объемы по-прежнему значительны и составляют на 01.01.2021 7 млрд рублей. Работу по снижению недоимки надо продолжать.

Расходы местных бюджетов за счет всех источников исполнены на 164,7 млрд рублей с ростом к 2019 году на 22 млрд рублей ­­или 15,6 %.

Необходимо отметить что в сравнении с субъектами ЮФО местные бюджеты Ростовской области обеспечили также наибольшие темпы роста по расходам (средний рост по ЮФО - 10 %).

В приоритете расходы социальной направленности, их общий объем составил 120 млрд рублей или 73 % общего объема: расходы на образование – 60 млрд рублей, социальную политику – 41 млрд рублей, культуру – 7 млрд рублей, здравоохранение и спорт – 12 млрд рублей.

345 муниципальных образований или 75 % от общего числа завершили год с профицитом. В целом профицит местных бюджетов составил 1,3 млрд рублей при дефиците годом ранее 1,7 млрд рублей.

Сократили размер дефицита по сравнению с 2019 годом 27 муниципальных образований.

Эффективность бюджетной политики тесно взаимосвязана с проведением взвешенной долговой политики.

Общий объем муниципального долга на 1 января 2021 года составил 7,5 млрд рублей или 17,3 % от собственных доходов местных бюджетов. Средний уровень долговой нагрузки на местные бюджеты по субъектам ЮФО – 21,3 %.

Вместе с тем по отдельным территориям работа по привлечению кредитных заимствований в местный бюджет оценивается на низком уровне.

Предельный объём заимствований в 2020 году не выдержан у 9 муниципальных районов и 5 городских округов. Превышение – 1 млрд рублей. Это не соотносится с требованиями бюджетного законодательства.

В итоге приняты меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства, уменьшены плановые объемы привлечения заимствований в текущем году.

В целях соблюдения положений бюджетного законодательства рекомендуется начинать работу по мониторингу параметров местных бюджетов заблаговременно (привлечение и погашение заимствований, исполнение доходов, дефицит местного бюджета).

Это позволит в том числе оптимизировать расходы на обслуживание муниципального долга и сократить долговую нагрузку на местный бюджет.

Следует отметить проведенную за год работу отдельных муниципальных образований по обеспечению расходов бюджетов собственными средствами без привлечения заемных средств.

На 1 января 2021 года не имеют заимствований 444 муниципальных образования (36 район и 408 поселений).

Положительно оценивается работа муниципальных районов с поселениями. У большинства из них налажен эффективный мониторинг за бюджетным процессом поселений.

Вместе с тем отдельного внимания администраций муниципальных районов требует мониторинг соблюдения поселениями нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления, а также оказание им в рамках имеющихся полномочий своевременной поддержки в вопросах обеспечения сбалансированности поселенческих бюджетов.

В соответствии с отчетными данными обеспечена своевременность исполнения обязательств перед гражданами и поставщиками. Просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2021 года муниципальных бюджетов, а также муниципальных учреждений отсутствует.

12 муниципальных образований допустили прирост просроченной задолженности МУПов на общую сумму 200,8 млн рублей.

Подводя итоги необходимо отметить, что принятые комплексные меры на областном и муниципальном уровнях позволили большинству муниципальных образований (84% общего числа) обеспечить надлежащее качество управления бюджетным процессом в 2020 году.

При подведении рейтинга учтены результаты государственного финансового контроля, а также принятые местными администрациями меры по сбору доходов и обеспечению сбалансированности бюджетов.

В результате определены 5 наиболее успешных муниципальных районов, которым по решению Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева будут вручены дипломы Правительства Ростовской области.

Это Егорлыкский, Красносулинский, Матвеево-Курганский, Морозовский и Цимлянский районы.

Учитывая формат сегодняшнего заседания, прошу, Василий Юрьевич, Вашего поручения на организацию передачи дипломов главам администраций муниципальных районов.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!

Рубрикатор

Бюджет

Дополнительные файлы

загружен: 23 июн. 2021 16:56
Скачать в формате .docx
26.46 КБ
Размещено: 23 июн. 2021 16:49
Изменено: 23 июн. 2021 16:49
Количество просмотров: 118
Электронная приёмная граждан