Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «О реализации мероприятий регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда»

«О реализации мероприятий регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда»

Дата события: 28 окт. 2020

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

С.В.Куц, министр строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые коллеги!

По состоянию на 28 октября текущего года в 28 муниципальных образованиях Ростовской области признаны аварийными 221 тысяча
200 квадратных метров жилищного фонда, в котором проживают 11 тысяч 676 человек (Азовский, Багаевский, Белокалитвинский, Боковский, Верхнедонской, Волгодонской, Зерноградский, Каменский, Красносулинский, Константиновский, Мартыновский, Матвеево-Курганский, Миллеровский, Морозовский, Октябрьский, Пролетарский, Сальский, Тацинский, Цимлянский районы, города Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты).

С 2019 года в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» реализуются мероприятия по расселению аварийного фонда, признанного таковым с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года.

Данный аварийный фонд расположен в 20 муниципальных образованиях (Азовский, Багаевский, Белокалитвинский, Каменский, Красносулинский, Мартыновский, Миллеровский, Сальский, Тацинский, Усть-Донецкий, Цимлянский районы, города Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты).

Запланированные мероприятия реализуются по 6 этапам. Каждый этап рассчитан на 2 года, в период с 2019 по 2025 годы (2019-2020 годы, 2020-2021 годы, 2021-2022 годы, 2022-2023 годы, 2023-2024 годы, 2024-2025 годы).

До 1 сентября 2025 года необходимо обеспечить достижение двух целевых показателей:

- расселение 159 620 (ста пятидесяти девяти тысяч шестисот двадцати) квадратных метров аварийного фонда;

- переселение 8 880 (восьми тысяч восьмисот восьмидесяти) человек.

С учетом реализованных за истекший период мероприятий, в оставшиеся сроки подлежат расселению 112 тысяч 720 квадратных метров аварийного фонда, 6 тысяч 283 человека.

Целевые показатели, установленные на 2019-2020 годы, достигнуты в полном объеме.

План расселения на 2019-2020 годы – 1050 человек, 19 тысяч 80 кв.м, в том числе:

· на 2019 год – 140 человек из 2 тысяч 350 кв. м.

· на 2020 год – 910 человек из 16 тысяч 730 кв. м.

Фактически с 1 апреля 2019 года по 20 октября 2020 года проведена работа для расселения 2 597 человек с 46,9 тыс. кв. метров аварийного фонда.

Однако объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, позволяет расселить аварийный фонд большей площади, чем предусмотрено целевым показателем.

Так, в 2020 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 463 400 тыс. (одного миллиарда четырехсот шестидесяти трёх миллионов четырехсот тысяч) рублей.

средства Фонда ЖКХ – 904 миллиона 600 тысяч рублей;

средства областного бюджета – 394 миллиона 700 тысяч рублей;

средства местных бюджетов – 164 миллиона 100 тысяч рублей.

По состоянию на 28 октября кассовое освоение составляет 715 миллионов 402 тысячи рублей (48,9% от плана, переселено 877 человек из 17,6 тысяч квадратных метров аварийного фонда).

В полном объеме завершено расселение в 6 муниципальных образованиях (292 человека из 5,3 тыс. кв. метров аварийного фонда Багаевского, Красносулинского, Сальского, Тацинского, Усть-Донецкого районов и города Зверево);

в соответствии с запланированным графиком мероприятия реализуются в 7 муниципальных образованиях (в городах Гуково, Донецк, Таганрог, Новошахтинск, Новочеркасск, Мартыновском, Цимлянском районах переселено 437 человек из 9,3 тыс. кв. метров аварийного фонда, кассовое исполнение текущего года составляет 83,7%);

низкими темпами реализуются мероприятия в 3 муниципальных образованиях (города Ростов-на-Дону, Шахты, Белокалитвинский район – переселено 416 человек из 8,08 тыс. кв. метров аварийного фонда, кассовое исполнение текущего года составляет 35,3%).

В г. Ростове-на-Дону в текущем году планировалось переселить
803 человека (289 семей) из 10 тысяч квадратных метров аварийного фонда. По факту переселено 198 человек из 3311 (трёх тысяч трёхсот одиннадцати) квадратных метров аварийного фонда или 33% от плана (кассовое освоение составляет 199 миллионов 158 тысяч рублей или 34,2 % от плана).

Основная причина, препятствующая своевременной реализации мероприятий – это необходимость расселения жилых помещений небольшой площади - от 8 до 20 метров (коммунальные квартиры) и отсутствие на рынке жилья помещений необходимой номенклатуры.

Министерством для решения этой проблемы в апреле текущего года внесены изменения в Программу переселения граждан из аварийного жилья в части возможности приобретения муниципалитетами при расселении фонда небольшой площади жилых помещений не менее 25 квадратных метров.

В июле текущего года в областном бюджете предусмотрены дополнительные средства на данные цели (15,6 миллионов рублей).

В г. Шахты в текущем году планировалось переселить
346 человек (156 семей) из 6 952 (шести тысяч девятисот пятидесяти двух) квадратных метров аварийного фонда. По факту переселено
149 человек из 3 тысяч 82 квадратных метров аварийного фонда или 44,3% от плана (кассовое исполнение составляет 121 миллион 256 тысяч рублей или 34,4 % от плана).

Основная причина низких темпов реализации – это нарушение администрацией г. Шахты земельного законодательства в части проведения оценки аварийных квартир не муниципалитетом, а гражданами (ведется устранение нарушения, срок устранения – ноябрь т.г.).

В соответствии с Земельным кодексом заказчиком проведения оценки аварийного помещения (для выплаты выкупной цены) должен быть муниципалитет. Фактически оценку делали граждане. Это нарушение федерального законодательства.

В Белокалитвинском районе в текущем году планировалось переселить
161 (сто шестьдесят одного) человека из 3 254 (трёх тысяч двухсот пятидесяти четырёх) квадратных метров аварийного фонда. По факту переселено 69 человек из 1 685 (одной тысячи шестисот восьмидесяти пяти) квадратных метров аварийного фонда или 51,8% от плана (кассовое освоение составляет 50 миллионов 609 тысяч рублей или 43,3 % от плана).

Основная причина низких темпов – это позднее начало реализации мероприятий (3 квартал 2020) в связи с изменением способа переселения граждан: «строительство» заменено на «приобретение жилья на вторичном рынке».

В связи с тем, что планировалось строительство дома для отдельных категорий граждан с привлечением бюджетных средств, необходима государственная экспертиза проекта. Застройщиком не получено заключение. Муниципалитетом ведется работа по планированию реализации мероприятий способом строительство в 2021 году.

По результатам проведенного Минстроем области анализа хода исполнения программы за 9 месяцев 2020 года в соответствии с ходатайствами глав муниципальных образований подготовлены предложения по внесению изменений в областной бюджет в части сокращения расходов на 238,3 миллиона рублей, в том числе:

средств Фонда – на 164,7 млн рублей (в том числе предложения по включению расхода на 2021 год), средств областного бюджета – на 73,6 млн рублей.

В ходе реализации запланированных мероприятий, возникают следующие проблемные вопросы:

1.Органами местного самоуправления не был реализован наиболее часто применяемый в предыдущие годы способ переселения «приобретение жилья путем долевого участия в строительстве», в связи с внесением изменений в 214 Федеральный закон (об участии в долевом строительстве).

Учитывая необходимость открытия счетов эскроу и получения застройщиками проектного финансирования, реализация данного способа переселения, особенно в шахтерских территориях, где расположен наибольший объем аварийного фонда, не осуществляется.

2. По итогам реализации мероприятий национального проекта за истекший период необходимо отметить, что преобладающим способом переселения является «предоставление гражданам возмещения стоимости за принадлежащие им жилые помещения».

Считаем данный способ экономически нецелесообразным, поскольку получаемые при переселении гражданами средства могут направляться ими на любые цели.

Минстроем области для решения указанных вопросов приняты следующие меры:

1) в текущем году направлены обращения в Правительство Российской Федерации:

о рассмотрении возможности внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о Фонде ЖКХ в части возможности направления гражданами средств получаемого возмещения исключительно на приобретение жилых помещений на первичном или вторичном рынке жилья, либо на участие в долевом строительстве многоквартирного дома;

а также обращение о целесообразности исключения обязанности использования застройщиками счетов эскроу при заключении договоров долевого участия в строительстве с органами местного самоуправления;

(вопрос находится на рассмотрении)

2) кроме того, минстроем области с учетом рекомендаций Фонда ЖКХ и Минстроя России определен перечень мер, обязательных для реализации органами местного самоуправления при расселении граждан из аварийного жилья. Данные меры отражены на слайде и предназначены для обеспечения прав граждан на безопасные условия проживания.

По инициативе областного минстроя Губернатором Ростовской области принято решение о внедрении новых механизмов оказания поддержки в улучшении жилищных условий граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.

Ростовской областью, первой из всех субъектов Российской Федерации, принято решение о предоставлении льготных ипотечных кредитов в рамках реализуемой программы «Дисконт».

Условия предоставления:

во внеочередном порядке,

без оценки нуждаемости,

вне зависимости от ранее полученной господдержки,

льготная ипотечная ставка устанавливается на весь срок кредитования.

Мероприятие разработано Минстроем области совместно с Банком ДОМ.РФ и позволит гражданам получить ипотечные кредиты с льготной ставкой (от 4,8% годовых).

Данная мера также будет способствовать стимулированию жилищного строительства спроса на первичном рынке недвижимости.

В июле текущего года постановлением Правительства области (от 27.07.2020
№ 680) определены условия предоставления льготных кредитов. В муниципалитеты направлены соответствующие разъяснения по предоставлению данных дополнительных гарантий. Кроме того, на сайтах минстроя и Правительства области размещена необходимая информация для граждан.

Таким образом, главам муниципальных образований необходимо активно вовлекать в использование данный механизм и информировать граждан.

В текущем году по результатам проверок, прокуратурой Ростовской области в 7 муниципальных образованиях выявлены нарушения, которые отражены на слайде

- в нарушение положений земельного законодательства заказчиком оценки стоимости помещений являлись граждане, а не муниципалитеты (города Шахты, Донецк, Гуково, Новошахтинск).

- нарушена очередность расселения домов (города Донецк, Гуково). Федеральным законодательством предусмотрено, что расселение ведется с учетом даты признания дома аварийным. Исключение составляют дома, грозящие обрушением, и расселение по судебным решениям;

– не вносились в информационную базу либо вносились не в полном объеме сведения о признании домов аварийными и их расселении (города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Гуково, Новошахтинск, Миллеровский район);

не размещалась информация о запланированных сроках переселения и сноса домов по необходимой форме (города Ростов-на-Дону, Гуково, Азовский, Миллеровский, Сальский, Тацинский районы).

В целях недопущения подобных нарушений в будущем Минстроем области утверждены и доведены до муниципалитетов рекомендации о порядке учета аварийного фонда, информирования граждан о признании домов аварийными, реализации мероприятий по переселению граждан, которые разъясняют подробный алгоритм действий органов местного самоуправления при расселении аварийного фонда.

В завершение доклада о реализации мероприятий национального проекта, вне рамок отчета, хотел бы затронуть такой проблемный вопрос, как отсутствие в муниципалитетах маневренного фонда для временного проживания граждан до их переселения.

По данным органов местного самоуправления в Ростовской области имеется 10 тысяч 99 квадратных метров маневренного фонда и всего лишь 6 тысяч 728 квадратных метров (66,6%) пригодны для проживания, при этом потребность с учетом объемов аварийного жилья составляет порядка 100 тыс. кв. метров.

Несмотря на то, что обеспечение безопасных условий проживания граждан является исключительным полномочием муниципалитетов, строительство домов маневренного фонда ими не осуществляется.

Исключение составляет Красносулинский район, которым была разработана проектно-сметная документация и в соответствии с Вашим, Василий Юрьевич, поручением в 2021 году начнется строительство 70-квартирного дома маневренного фонда.

Считаю целесообразным главам администраций муниципальных образований проанализировать состояние имеющегося маневренного фонда, а также предусмотреть средства на приведение его в пригодное для проживания состояние.

Вопросы безопасности проживания граждан и своевременного достижения целевых показателей, установленных национальным проектом «Жилье и городская среда», являются приоритетными и находятся на особом контроле.

Спасибо за внимание.

Дополнительные файлы

загружен: 28 окт. 2020 10:47
Скачать в формате .doc
58.5 КБ
Размещено: 28 окт. 2020 10:41
Изменено: 28 окт. 2020 10:45
Количество просмотров: 100
Электронная приёмная граждан