Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Доклады и выступления «О результатах оценки налоговых расходов Ростовской области»

«О результатах оценки налоговых расходов Ростовской области»

Дата события: 22 июл. 2020

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Л.В.Федотова, заместитель губернатора - министр финансов Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

В преддверии формирования бюджетных проектировок на очередной трехлетний цикл необходимо решить задачи по обеспечению роста доходного потенциала, повышению эффективности бюджетных расходов, проведению взвешенной налоговой политики.

Внедрение в бюджетный процесс системы учета налоговых льгот, регулярный анализ объемов и оценка их эффективности позволят провести их донастройку для достижения поставленных задач.

На практике налоговые льготы являются альтернативой другим мерам государственной поддержки, включая прямые бюджетные расходы.

Результаты оценки учитываются при формировании основных направлений бюджетной, налоговой политики региона.

Поэтому сегодня как никогда необходим прозрачный механизм анализа их объемов и оценки эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.

С 2019 года бюджетным законодательством закреплен институт налоговых расходов.

Налоговые расходы ‑ это выпадающие доходы бюджета от предоставления налоговых льгот и иных освобождений по налогам, предусмотренным в качестве мер государственной поддержки в государственных программах.

Правовые нормы по предоставлению региональных налоговых льгот закреплены положениями Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» в части налога на имущество организаций, налога на прибыль, транспортного налога, упрощенной и патентной систем налогообложения.

Поскольку главным администратором налоговых доходов является Федеральная налоговая служба, Правительством Российской Федерации определен порядок взаимодействия органов исполнительной власти регионального и федерального уровня для получения исходных данных, используемых в оценке.

Мы подошли комплексно с учетом уточненных показателей с 2013 по 2018 год включительно, так как у налоговых органов за этот период имеется полная картина по налогоплательщикам, суммам выпадающих доходов бюджета, налоговых поступлений, завершены мероприятия налогового контроля.

Цель проведения оценки - оптимизация действующих налоговых льгот, их соответствие общественным интересам, обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки.

Оценка проведена в три этапа:

инвентаризация установленных льгот;

определение суммы недополученных доходов бюджета от предоставления налоговых льгот;

оценка их эффективности по критериям целесообразности и результативности.

Учитывались востребованность и соответствие целям социально-экономической политики Ростовской области.

Все региональные налоговые льготы распределены по государственным программам с привязкой к основным целевым показателям.

В государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» включены льготы, направленные:

на поддержку инвестиционной деятельности (инвесторам, реализующим инвестпроекты на территории области; резидентам территорий опережающего социально-экономического развития;

на поддержку малого предпринимательства (субъектам малого бизнеса, предпринимателям, применяющим «налоговые каникулы»).

Налоговые льготы участникам специнвестконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации, включены в государственную программу «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики».

Льготы в отношении объектов спорта, построенных к чемпионату мира по футболу, отнесены к государственной программе «Развитие физической культуры и спорта».

Поддержка граждан, нуждающихся в социальной защите государства, а также некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, отражена в государственной программе «Социальная поддержка граждан».

С 2019 года в государственных программах учтены вновь введенные налоговые льготы.

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» дополнена инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль для участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Инвестиционный налоговый вычет предприятиям и организациям приоритетных для региона направлений по переработке мяса и производству молочной продукции включен в программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В виде пожертвований учреждениям культуры ‑ в государственную программу «Развитие культуры и туризма».

Для стимулирования развития в Ростовской области рынка газомоторного топлива автовладельцы транспортных средств на природном газе на 3 года освобождены от уплаты транспортного налога. Налоговый расход учтен в государственной программе «Развитие транспортной системы».

Льготы для социальной поддержки граждан - это освобождение от уплаты транспортного налога:

многодетных семей;

семей, имеющих детей-инвалидов;

опекунов инвалидов с детства;

инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий;

а также расширенные действующие льготы для инвалидов I, II групп, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий в части отмены ограничений по мощности двигателя, что нашло отражение в государственной программе «Социальная поддержка граждан».

Информация о показателях налоговых расходов основана на данных Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области.

Объем региональных налоговых расходов в 2018 году по сравнению с 2013 годом вырос в 2,5 раза и составил 4 млрд 300 млн рублей.

От общей суммы налоговых поступлений в областной бюджет это 3,1 процента.

Наибольший объем льгот предоставлен:

инвесторам – 2 млрд 500 млн рублей (58 процентов);

субъектам малого предпринимательства – 1 млрд 600 млн рублей (38 процентов).

Иным категориям – 200 млн рублей (4 процента).

По предварительным данным за 2019 год объем льгот составил
3 млрд 200 млн рублей.

Основным для экономики остается роль инвестиций.

В общей сложности за оцениваемый период инвесторы пополнили бюджет региона на 34 млрд 600 млн рублей.

По 2018 году льготами по налогу на прибыль и имущество организаций на сумму 2 млрд 500 млн рублей воспользовались 50 крупных инвесторов в рамках реализации 75 инвестиционных проектов. Заключено 15 новых инвестиционных договоров.

Инвесторы, использующие льготное налогообложение, обеспечили вложения в объеме 48 млрд рублей, что в 4 раза больше, чем за предыдущий год.

Обеспечено рабочими местами более 36 тыс. человек. Средняя заработная плата работников составила 38 тыс. 700 рублей, что выше среднеобластной на 26 процентов.

Льготы инвесторам имеют прямое соответствие целям государственной программы. Востребованы и результативны - способствовали росту инвестиций, созданию рабочих мест, налоговым поступлениям в бюджет Ростовской области.

По предварительным данным за 2019 год объем льгот составил 1 млрд 500 млн рублей.

Льготы по налогу на прибыль и имущество для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, также относятся к инвестиционным (3 территории «Гуково», «Донецк», «Зверево»). Льготы действуют с 2016 года. Первое производство запущено в 2017 году.

В 2018 году воспользовались льготами 5 резидентов на сумму 17 млн 900 тыс. рублей. По предварительным данным за 2019 год объем льгот составил 14 млн 800 тыс. рублей. Показатели оценки свидетельствуют об их востребованности, результативности и эффективности. В настоящее время реализуется 19 инвестиционных проектов, обеспечено рабочими местами более 1 тысячи 900 человек.

Еще одно инвестиционное направление налоговых расходов - для организаций, заключивших специальные инвестиционные контракты от имени Российской Федерации.

Льготы введены в 2017 году. В 2018 году в рамках реализации инвестиционных проектов промышленными компаниями Ростовской области заключены два специальных инвестиционных контракта в сфере ветроэнергетики.

В 2019 году заключены еще два специальных инвестиционных контракта.

По предварительным данным в 2019 году льготой воспользовался пока 1 налогоплательщик на сумму 80 млн рублей.

Сейчас идет процесс создания объектов налогообложения. Оценка результативности данных налоговых расходов будет также осуществляться по итогам следующих налоговых периодов.

В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования предпринимательской активности населения в ежегодном режиме предоставляется льгота всем плательщикам упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы минус расходы» (16 тысяч организаций и предпринимателей (18 % из 88 тысяч субъектов предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения) в виде пониженной налоговой ставки с 15
до 10 процентов (налоговые расходы составили в 2018 году - 1 млрд 500 млн рублей).

Льгота способствовала увеличению поступлений по налогу на 20 процентов (в 2017 – 3,0 млрд рублей, в 2018– 3,6 млрд рублей, в 2019 ‑ 4,0 млрд рублей).

«Налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предпринимателей за итоговый год составили 76 млн 800 тыс. рублей,
в том числе по упрощенной системе налогообложения ‑ 71 млн рублей, по патентной системе ‑ 5 млн 800 тыс.рублей.

Введены льготы с 1 июля 2015 года. За период их действия воспользовались 1 тысяча 429 индивидуальных предпринимателей, общая сумма льгот составила 294 млн 600 тыс. рублей.

Действие «налоговых каникул» в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации заканчивается 1 января
2021 года. Но, учитывая актуальность и эффективность такой поддержки предпринимателей, на федеральном уровне рассматривается вопрос о возможном их продлении до 2023 года.

Кроме того, с 1 января 2020 года по инициативе Губернатора в регионе введен специальный налоговый режим для самозанятых ‑ «Налог на профессиональный доход». На сегодняшний день им воспользовались уже более 17 тысяч жителей области.

А с 1 июля 2020 года уже по поручению Президента Российской Федерации у всех регионов появилось право вводить такой режим налогообложения.

Льготы, имеющие социальную направленность, - одна из мер поддержки, которой воспользовались более 73 тыс. жителей Дона, а также 7 общественных организаций инвалидов.

В основном это транспортный налог с физических лиц. Объем льгот ежегодно составляет порядка 73 млн рублей.

Эффективность этой льготы не оцениваем, поскольку это социальная поддержка граждан.

Региональным налоговым законодательством предусмотрена льгота по имуществу, созданному в рамках чемпионата мира по футболу и находящегося в федеральной собственности. В связи с передачей его в собственность Ростовской области данная льгота утрачивает свою актуальность, т.к. появилась новая: для стадионов, переданных в государственную собственность Ростовской области в рамках наследия ЧМ 2018.

Отдельно хотелось бы отметить, что в текущем году для принятия точечных мер наряду с федеральными введены региональные меры первоочередной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших в ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции отраслях.

Снижены до максимально возможного уровня ставки по упрощенной системе налогообложения (с объектом налогообложения «доходы» ‑ с 6 до 1 процента, «доходы минус расходы» ‑ с 10 до 5 процентов) и в два раза снижен размер потенциального дохода индивидуальным предпринимателям для патентной системы налогообложения.

Результат этой работы как инструмента налоговой политики области позволит в значительной мере сгладить последствия сложившейся экономической ситуации, сохранить предпринимательскую активность, а также будет способствовать постепенному восстановлению уровня занятости.

В рамках обязательств по Соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области результаты оценки будут направлены в Министерство финансов Российской Федерации для учета при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Доклад окончен. Благодарю за внимание!

Дополнительные файлы

загружен: 22 июл. 2020 18:03
Скачать в формате .docx
47.08 КБ
Размещено: 22 июл. 2020 17:57
Изменено: 22 июл. 2020 17:57
Количество просмотров: 148
Электронная приёмная граждан