Старая версия официального сайта Правительства Ростовской области доступна по ссылке old.donland.ru
Войти через: Госуслуги
ENG Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Интервью руководителей "Результат профилактических мер: убийств, краж и грабежей стало меньше в Ростовской области"

"Результат профилактических мер: убийств, краж и грабежей стало меньше в Ростовской области"

Дата интервью: 16 ноя. 2020
М.В.Корнеев, заместитель губернатора Ростовской области

Донское правительство, как субъект профилактики преступности, давно выстроило системную работу с правоохранительными ведомствами региона и другими заинтересованными структурами для обеспечения на территории надлежащего правопорядка и безопасности.

Свои полномочия руководство области реализует через постоянно действующее при губернаторе координационное совещание (работает уже 10 лет) и ряд профильных комиссий. В повестку обсуждения включаются самые острые и насущные вопросы, и, что самое важное, по каждому принимается действенное решение.

Тех, кто разбирается в криминологии (а это наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, а также пути и средства ее предупреждения), а еще знает и понимает криминогенную ситуацию в регионе, результат совместной работы может впечатлить – в Ростовской области удалось снизить уровень самых распространенных на Дону противоправных деяний.

О механизмах влияния на ситуацию рассказывает заместитель губернатора Ростовский области Михаил Корнеев.

Всплесков преступности нет

– Михаил Викторович, различные источники время от времени публикуют данные по преступности в Ростовской области, не особо заботясь о профессиональном анализе статистики. В результате называют регион криминальным. С одной стороны, это может напугать дончан, с другой – создать мнение о неспособности полиции и органов власти контролировать ситуацию и влиять на нее. Как обстоят дела на самом деле?

– Прежде, чем ответить на вопрос, скажу об инструментах, используемых в решении правоохранительных задач. Если органы внутренних дел выявляют, пресекают, раскрывают и расследуют, то координационный совет по обеспечению правопорядка и смежные комиссии Правительства Ростовской области работают в рамках совещательных органов с последующим контролем выносимых решений. Они не вмешиваются в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную работу структур и судебную деятельность, но поднимают актуальные для региона проблемы, определяют пути их решения и создают для этого благоприятные условия.

Работа идет в рамках государственной программы Ростовской области «Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений» и нескольких профильных подпрограмм. Задействованы в реализации все субъекты профилактики – правоохранительные органы, региональные министерства, департаменты и управления, органы власти на местах.

Цифры статистики гласят, что за прошедшие 10 месяцев в регионе зарегистрировано 52 134 преступления, при этом рост по сравнению с прошлым годом наблюдается незначительный – всего 1,1%. То есть ни о каких всплесках преступности речи не идет. Наоборот, разбирая структуру противоправных деяний и выделяя самые актуальные, можно констатировать следующее.

Основной вид преступлений в Ростовской области – это кражи чужого имущества. Их зарегистрировано 22 642. Но это значительно меньше, чем в прошлом году. Число квартирных краж снизилось на 23,2%, краж транспортных средств на – 14%. И это существенные показатели.

Вот еще цифры: за десять месяцев текущего года на 16,4% снижено количество убийств, на 18,8% – грабежей, на 42,2% – разбоев. Число преступлений с применением оружия уменьшилось почти на 19%. На 27,3% снизилось количество преступлений с участием несовершеннолетних, что весьма значимо.

Что еще следует отметить: на 6,3% снизилось число противоправных деяний, совершенных ранее судимыми гражданами. А количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 22,7%. Как этого удалось достичь, мы в ходе нашего разговора уточним. Но скажу, что за всеми этими цифрами – напряженная работа полицейских и всех, кто содействует им в деле обеспечения правопорядка и безопасности, то есть субъектов профилактики. И об этом мы поговорим отдельно.

В общей структуре преступлений особо выделяются мошенничества. Их зарегистрировано 9682, что больше, чем в прошлом году, на 21%. При этом рост наблюдается в основном из-за преступлений, совершенных в киберпространстве. Над профилактикой таких противоправных деяний работают не только полицейские – разъяснительную работу с населением ведут средства массовой информации, казачество, активисты. Распространяются памятки, проводятся акции, уроки и лекции по безопасности, под контролем находятся наиболее уязвимые категории населения. Но доверчивых граждан не убавляется, а мошенники, напротив, стремительно совершенствуют свои криминальные навыки.

И это не проблема одного нашего региона. Это проблема страны в целом. И задача МВД России – найти действенные меры по снижению числа таких преступлений. Раскрываются они сложно, работа по их фиксации и доказыванию объемная. Тем более что обманывают граждан люди, проживающие за пределами регионов. Это относится и к Ростовской области. Здесь выявлены преступления, совершенные мошенниками из Новосибирска, Владивостока, Калининграда и других субъектов.

Но скажу, что ситуация меняется в лучшую сторону. В ГУ МВД РФ по Ростовской области грамотно, профессионально и четко работает соответствующее подразделение. Только в этом году им раскрыто около 3000  преступлений, задержаны целые группы мошенников. А министерство внутренних дел опыт донских полицейских рассматривает как положительный.

– Как работает механизм, позволяющий субъектам профилактики позитивно влиять на те или иные процессы?  

 – Прежде всего, это вопрос грамотной координации и оперативного реагирования. Когда обозначается проблема, мы привлекаем к ней всех «профильников», в чьей компетенции находится стабилизация или перелом ситуации в нужную сторону, – министерства, департаменты, комитеты, глав муниципальных образований. Они работают в ходе заседаний наряду с членами координационного совещания. Кстати, главы поселений руководят комиссиями по профилактике у себя на местах.

Если человек оступился

– Возьмем пример, когда ребенок оступился, нарушил закон и об этом стало известно правоохранителям. Сейчас же срабатывают все системы профилактики: на месте с участием прокуратуры разбирается ситуация, выясняются условия, способствовавшие правонарушению. Задача остальных органов (полиции, местной власти, школы) – принять такие меры, чтобы подобного не случилось впредь. Для исправления ситуации изучаются все позиции: насколько подросток занят, не пропускает ли учебу, как питается, обут ли, одет, работают ли его родители, занимается ли подросток в каких-то кружках или секциях. Если нет, то начинается процесс создания максимально благоприятной среды вокруг него. Вплоть до оказания материальной помощи семье, устройства на работу родителей и так далее.

Точно так же поступают на местах, когда на ту или иную территорию ожидается возвращение граждан из мест лишения свободы. Областное ГУ ФСИН сообщает об этом главе администрации заблаговременно, а тот с помощью своей команды вникает в ситуацию человека с тем, чтобы понять, где он будет жить, с кем из родственников контактировать, где работать и не ступит ли вновь на путь криминала. Одновременно с этим в работу включается полиция. В определенных случаях она осуществляет надзор за ранее судимым, в некоторых – подключает участкового для посещения по месту жительства и проведения профилактических бесед. Если же ситуация не совсем благополучная – негде жить, утрачены социальные связи, отсутствуют документы или возможности устройства на работу, то освобожденному предоставляется возможность провести некоторое время в профильных социальных учреждениях. Они дают временный кров, обеспечивают адаптацию к новым условиям жизни. Здесь и документы можно восстановить, и пройти переобучение, и отыскать родных, и найти работу.

Хотя, нужно отдать должное, в системе исполнения наказаний большинство таких вопросов решается задолго до освобождения человека. Взять хотя бы обучение профессиям. В колонии можно стать токарем, сварщиком, слесарем, пекарем, портным. Важно желание и понимание необходимости социализации вне стен исправительного учреждения.

Благодаря принятию в регионе комплексных мер по снижению уровня рецидивной преступности лица, ранее совершившие преступления, меньше стали преступать закон. Снижение наблюдается на 4%. Такая же тенденция, но на 6% – по лицам, ранее судимым, в том числе совершившим преступления в группах (здесь снижение на 1,5%). Еще раз повторюсь: меры, которые мы сегодня принимаем в регионе, дают конкретный положительный результат.

Отпор деструктивным проявлениям

– Одним из направлений профилактики является противодействие терроризму и экстремизму. Нередко увеличение показателей по выявлению преступлений этой направленности неумелыми аналитиками подается весьма плоско – как рост числа опасных для общества преступлений. Это может вызывать беспокойство у населения. Сколько таких преступлений выявили в нашем регионе, что означают эти цифры и какова роль органов власти в деле профилактики?

 – Борьба с терроризмом – сложный процесс, который должен сопровождаться еще и противодействием общества этому явлению. Что важно здесь отметить, так это отсутствие в течение длительного времени на территории области диверсионно-террористических актов. Это говорит о системности принимаемых мер со стороны правоохранителей, правительства и администраций на местах.

Мы владеем информацией о лицах, прибывающих в область, анализируем различную оперативную информацию, публикации СМИ, знаем, кто способен на криминализацию ситуации. Если такое случается, возбуждаются уголовные дела, и уже в рамках расследования дается оценка деструктивной деятельности того или иного человека и окружающих его людей. Отсюда и реакция правоохранителей. Кстати, в этом году в регионе выявлено 45 преступлений террористической направленности, что в два раза больше, чем в прошлом году. И это говорит исключительно об упреждающем характере работы, профессионализме ответственных структур, а именно недопущении террористических атак и гибели людей.

Что до принимаемых профилактических мер, то здесь их реализуется целый комплекс. Ограждаются, обеспечиваются мерами охраны объекты, где массово пребывают жители и гости Дона, дети, а также пожилые люди. Защищены от проникновения посторонних лиц учреждения образования и культуры, другие соцобъекты, госорганы, объекты жизнеобеспечения, промышленности. Ведется постоянная работа с национальными диаспорами, проводятся тренинги и лекции по недопущению экстремистских идей среди молодежи, различные конкурсы, акции, флешмобы. В регионе постоянно проводятся тренировки по развертыванию сил и средств подразделений, участвующих в мероприятиях по минимизации последствий террористических актов. Каждый субъект профилактики вносит свою лепту в решение вопросов безопасности.

Отдельная работа проводится по просвещению населения. Разъясняются первоочередные меры в случае обнаружения опасных предметов, жители нацеливаются на бдительность. Здесь же можно упомянуть и меры правительства региона по добровольному изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Законодательство области «разоружает» население на возмездной основе – платит за выдачу найденного или случайно доставшегося оружия, ведь чем меньше его на руках у граждан, тем безопаснее ситуация вокруг. Из бюджета ежегодно на добровольную сдачу выделяется порядка 750 тыс. рублей ежегодно. Эти и другие меры позволили сократить на 18,3% число преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

Кстати, если говорить о всей системе профилактики, а не только о предупреждении терроризма и экстремизма, то основную госпрограмму область финансирует более чем на 100 млн рублей, по крайней мере такая сумма заложена на этот год.

– Как движется работа в направлении противодействия употреблению наркотиков?

– Самые уязвимые в этом вопросе, конечно же, дети и молодежь. А глобальная задача региона – здоровьесбережение, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.

Я уже говорил, что при возникновении той или иной проблемы в работу активно включаются региональные министерства и иные заинтересованные структуры. Противодействие употреблению и распространению наркотиков – это многолетняя системная работа правительства. К ней подключены минздрав, минобр, минкульт, минспорт. Основная цель – отрыв молодежи от желания употреблять наркотики. Отсюда – просветительская и профилактическая работа: вовлечение детей в занятия по интересам (кружки, секции), в общественную деятельность (волонтерство, молодежные движения), трудоустройство в период каникул, пропаганда здорового образа жизни, спорта. К этому также относится добровольное тестирование на употребление наркотиков в учебных заведениях, тематические беседы.

Если выявляется факт употребления, сразу выясняются причины и условия, тому поспособствовавшие. А далее начинается точечная работа по каждой позиции – от вовлечения ребенка в постоянную занятость интересным делом до (если необходимо) лечения и дальнейшего сопровождения ситуации профильными специалистами.

Кстати, если кто-то возьмется разбирать ситуацию в регионе в части организации занятости молодого поколения, станет очевидно, что с каждым годом количество дворцов спорта, плавательных бассейнов, спортплощадок, количество секций только растет, равно как и число кружков в Домах культуры или Центрах творчества, куда любят ходить ребята. Все больше людей занимается спортом и приобщается к здоровому образу жизни. В этом, безусловно, заслуга всех уровней власти, создающих для этого достойные условия.  И как факт – число преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, уменьшилось на 19%.

Экономике – пристальное внимание

– Здоровая экономика – локомотив любого региона. Как на Дону идет процесс выявления и профилактики экономических преступлений?

– Все вопросы, связанные с выявлением и документированием преступлений экономической направленности – компетенция Следственного комитета, МВД и ФСБ.  Анализируя статистику, мы говорим сегодня, что преступлений в сфере экономики выявлено почти на 20% меньше, чем в прошлом году. Из них тяжких – на 15% меньше, против госслужбы – на 22%, получения взятки – на 20,5%, дачи взятки – на 10%, посредничества при даче и получении взятки – на 25%. Но это нельзя расценивать как снижение темпа борьбы с такого рода преступлениями. Напротив, системная профилактическая работа не прекращается ни на один день. Потому такие показатели необходимо воспринимать как результат этой профилактики.

В обществе постоянно поддерживается атмосфера нетерпимости к проявлениям коррупции, по пути ужесточения идет уголовное законодательство, обеспечивается прозрачность работы органов власти, создаются условия добросовестной конкуренции, устраняются необоснованные ограничения и запреты на ведение предпринимательской деятельности, снижаются административные барьеры. Сегодня в весьма жесткие рамки поставлены государственные гражданские служащие (как иногда их называют – чиновники), подпадающие под ряд ограничений и запретов. Введен жесткий надзор за реализацией нацпроектов и их финансированием. К противодействию коррупционным проявлениям привлекаются СМИ и общественные организации, то есть принимается целый комплекс мер. Мы не говорим, что проблем в этой сфере нет. Мы говорим о постоянном пристальном внимании к этому блоку вопросов и продолжаем принимать решения в рамках работы координационного совета при губернаторе области и профильных комиссий.

На улицах стало безопаснее

– Спокойно ли сегодня на улицах донских городов и сел?

– Если мы будем говорить о криминогенной ситуации в общественных местах, то здесь наблюдаются темпы снижения преступности. В общественных местах и на улицах за 10 месяцев этого года совершено на 5,5% меньше преступлений. И такая тенденция наблюдается не один год. Идет работа с гражданами, склонными к совершению правонарушений, ранее судимыми лицами, с молодежью, ведется патрулирование улиц. При этом задействуются силы не только полиции, но и казачества, общественных объединений – всего порядка 8000 человек. Если разбить по категориям, то у нас на Дону на профилактику уличной преступности работа.т 442 народные и 55 казачьих дружин. Мы организуем для них курсы переподготовки и создаем условия для обмена опытом. На стимулирование дружинников в этом году муниципальными образованиями области области выделено 15 млн рублей.

Если же говорить о ситуации на дорогах, то и здесь есть серьезные достижения в плане обеспечения безопасности, которые мы отмечаем не первый год. По статистике последних десяти месяцев, число ДТП сократилось на 22,7%. Это значит, что число погибших и раненых меньше, в том числе и детей. За этим стоит большая работа служб и ведомств ГИБДД, министерств строительства и транспорта. Качество дорог улучшилось, появились новые дорожные развязки, пешеходные переходы, светофорные объекты, мостовые сооружения. Работает система «Безопасный город», строятся новые дороги. В прошлом году область выделила средства для приобретения машин дорожного контроля для ГИБДД.  Все это и есть создание безопасных условий для движения транспорта и пешеходов. И такое движение вперед только продолжится. Теперь в зоне нашего внимания – работа над повышением культуры вождения.

Кстати, стоит упомянуть про пункты полиции, которые сейчас работают в муниципальных образованиях. В большинстве случаев они находятся в шаговом доступе для граждан, дают им возможность оперативно сообщать полиции о правонарушениях.

По поручению губернатора нашего региона все участковые пункты полиции планомерно приводятся в надлежащий вид. Такая работа ведется с 2017 года. За счет средств областного бюджета в 2018 году отремонтировано 108 помещений, в прошлом году – 45, и еще шесть помещений выделено муниципалитетами дополнительно. А до конца этого года планируется отремонтировать еще 44 участковых пункта. Достойные условия работы сотрудников полиции – залог их эффективной службы.

Подытоживая все сказанное, отмечу, что проблемных вопросов, которые предстоит решить, еще немало, и создание эффективной системы по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью – как раз есть тот результат, которого добивается в своей деятельности Правительство Ростовской области.

Сергей Петров, ИА «ДОН 24»

Постоянный адрес интервью - https://don24.ru/rubric/obrazovanie/intervyu-s-zamestitelem-gubernatora-rostovskoy-oblasti-korneevym-m-v.html

Рубрикатор

Правопорядок

Размещено: 17 ноя. 2020 16:07
Изменено: 17 ноя. 2020 16:07
Количество просмотров: 59