Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Войти через: Госуслуги
Версия для слабовидящих
Официальный портал
Правительства Ростовской области
Сайты органов власти
Главная Документы Об утверждении отчета о реализации государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» за 2020 год
Правительство Ростовской области
Постановление от 29 мар. 2021 № 235

Об утверждении отчета о реализации государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» за 2020 год

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 29.03.2021 № 235

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

Об утверждении отчета

о реализации государственной программы

Ростовской области «Охрана окружающей среды

и рациональное природопользование» за 2020 год

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 10.01.2018 № 1 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области» Правительство Ростовской области  постановляет:

 

1. Утвердить отчет о реализации государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 638, за 2020 год согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гончарова В.Г.

 

 

Губернатор

Ростовской области                                                                         В.Ю. Голубев

 

 

Постановление вносит

министерство природных

ресурсов и экологии

Ростовской области

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Ростовской области

от 29.03.2021 № 235

 

 

ОТЧЕТ

о реализации государственной программы

Ростовской области «Охрана окружающей среды

и рациональное природопользование», утвержденной постановлением

Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 638, за 2020 год

 

Раздел 1. Конкретные результаты, достигнутые за 2020 год

 

В целях повышения защищенности окружающей среды от антропогенного воздействия, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Ростовской области, рационального использования и охраны природных ресурсов в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 638 (далее – государственная программа), ответственным исполнителем, соисполнителем и участниками государственной программы в 2020 году реализован комплекс мероприятий, в результате которых достигнуты следующие результаты:

в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора вынесено 1 133 постановления об административных правонарушениях на общую сумму штрафов 22,7 млн рублей, в консолидированный бюджет Ростовской области поступило 17,2 млн рублей с учетом оплаты штрафов по постановлениям предыдущих лет. По итогам 2020 года 65 процентов выявленных нарушений устранены в установленные предписаниями сроки (при плановом показателе 65 процентов);

осуществлены мероприятия по мониторингу и контролю качества окружающей среды, позволяющие отслеживать состояние атмосферного воздуха в крупных городах, состояние водных объектов в целях систематического получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях в зонах возможного негативного воздействия, а также для принятия управленческих решений;

проведен мониторинг видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, по результатам которого собраны сведения о местах локализации и состоянии популяций редких и исчезающих видов растений; выполнены работы по развитию питомника видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области;

обеспечено увеличение численности ценных видов охотничьих ресурсов (олень европейский, олень пятнистый, косуля, лань, фазан);

в целях создания условий для разработки недропользователями месторождений общераспространенных полезных ископаемых министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее – минприроды Ростовской области) выдано 177 лицензий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на право пользования недрами. Количество действующих лицензий на право пользования участками недр местного значения на территории Ростовской области по состоянию на 1 января 2021 г. составляет 1 580 единиц (общераспространенные полезные ископаемые – 362 единицы, подземные воды – 1 218 единиц);

в целях охраны водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ростовской области, установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Средний Егорлык, Большой Гашун и Малый Гашун, Большой Егорлык и ее притоков специальными информационными знаками, содержащими информацию о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос;

разработана проектно-сметная документация на расчистку реки Глубокая в Каменском районе Ростовской области;

начата расчистка реки Ольховая на территории Кашарского района (расчищен участок русла протяженностью 2 километра);

в рамках реализации регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов (Ростовская область)» национального проекта «Экология» расчищен участок русла реки Темерник протяженностью 4 километра (общая протяженность расчистки в 2019 – 2020 годах составляет 8,5 километра), а также участок русла реки Кумшак в Цимлянском районе протяженностью 11 километров (общая протяженность расчистки в 2019 – 2020 годах составляет 30 километров);

в рамках реализации регионального проекта «Сохранение лесов (Ростовская область)» национального проекта «Экология» приобретены 3 лесопатрульных противопожарных комплекса, 11 универсальных лесопатрульных модулей на базе тракторов, 2 моторные лодки, 2 автобуса, 12 квадрокоптеров, 56 радиостанций УКВ диапазона, 3 лесопосадочных машины, 4 трубы посадочных для посадки сеянцев с закрытой корневой системой, выполнены мероприятия по лесовосстановлению на площади 1 500 гектаров;

введен в эксплуатацию Волгодонский межмуниципальный экологический комплекс (далее – МЭОК); выполнены инженерные изыскания по проекту строительства Сальского МЭОК; определены земельные участки под строительство объектов Новочеркасского и Морозовского МЭОК; получены положительные заключения экспертиз по проектам строительства Мясниковского и Неклиновского МЭОК.

 

Раздел 2. Результаты реализации

основных мероприятий, а также сведения

о достижении контрольных событий государственной программы

 

Достижению результатов в 2020 году способствовала реализация ответственным исполнителем, соисполнителем и участниками государственной программы основных мероприятий государственной программы.

В рамках подпрограммы «Охрана окружающей среды в Ростовской области» предусмотрена реализация 9 основных мероприятий и 11 контрольных событий.

Основное мероприятие 1.1 «Осуществление регионального государственного экологического надзора с учетом реформирования контрольно-надзорной деятельности» выполнено в полном объеме.

В 2020 году в рамках реализации данного основного мероприятия:

проведено 252 надзорных мероприятия, в том числе 64 плановых проверки (из них 21 – в отношении органов местного самоуправления), 45 внеплановых проверок, 143 плановых (рейдовых) осмотра; принято участие в 9 проверках, организованных правоохранительными органами; проведено 71 административное расследование;

на 42 объектах негативного воздействия на окружающую среду проведен отбор проб компонентов природной среды и их исследование на предмет превышения установленных норм; проведены маркшейдерские работы на 3 объектах лицензионных участков с целью проверки соответствия границ горных отводов, установления фактического объема добытых полезных ископаемых;

проведена поверка 16 средств измерений (лазерных дальномеров), используемых при осуществлении регионального экологического надзора.

Основное мероприятие 1.2 «Осуществление мер государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды» выполнено в полном объеме.

В 2020 году в ходе реализации данного основного мероприятия:

в рамках ведения регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в 2020 году рассмотрено 2 110 заявок, поступивших в минприроды Ростовской области от хозяйствующих субъектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (с 1 декабря 2016 г. рассмотрено 14 097 заявок). Выдано в 2020 году 1 231 свидетельство о постановке указанных объектов на государственный учет (с 1 декабря 2016 г. выдано 7 537 свидетельств);

с целью предупреждения негативного воздействия субъектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду организована и проведена государственная экологическая экспертиза регионального уровня по объекту «Материалы, обосновывающие объемы изъятия диких копытных животных, барсука в Ростовской области в сезоне охоты 2020 – 2021 г.г.»;

обеспечено сопровождение информационной системы «Региональный кадастр отходов производства и потребления»;

выполнен оперативный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории Ростовской области (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).

Основное мероприятие 1.3 «Мониторинг состояния окружающей среды» выполнено в полном объеме.

В течение 2020 года в рамках основного мероприятия осуществлены:

мероприятия по мониторингу и контролю качества атмосферного воздуха, в рамках которых выполнены: мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на основе стационарных и маршрутных наблюдений, а также с использованием многоканального многофункционального автоматического средства измерения; прогнозирование неблагоприятных метеорологических явлений;

мониторинг состояния захоронения пестицидов и агрохимикатов (г. Батайск), получен анализ состояния подземных вод, почвы, атмосферного воздуха и растительности в районе захоронения, содержащий информацию, необходимую для своевременного выявления изменений состояния окружающей среды, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по снижению уровня загрязнения компонентов окружающей среды (влияние на окружающую среду соответствует допустимым нормам).

Основное мероприятие 1.31 «Мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и сохранению природных ресурсов, выполняемые хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории Ростовской области» выполнено в полном объеме.

В рамках реализации основного мероприятия на предприятиях Ростовской области выполнены мероприятия по следующим направлениям:

снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду;

снижение выбросов вредных веществ в атмосферу;

расширение питомника редких и исчезающих видов животных на Манычском стационаре ассоциации по сохранению и восстановлению редких и исчезающих животных «Живая природа степи».

Основное мероприятие 1.4 «Обеспечение охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения» выполнено в полном объеме.

В рамках реализации данного основного мероприятия:

государственным бюджетным учреждением Ростовской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения» (далее – ГБУ РО «Дирекция») в полном объеме выполнены работы, предусмотренные государственным заданием:

выкладка 817,6 килограмма соли для подкормки животных, находящихся в полувольных условиях, а также выкладка кормов животным, находящимся в естественной среде обитания; изготовление и ремонт 400 гнезд для гнездования птиц; 15 учетов численности животных, находящихся в состоянии естественной свободы; 2 928 осмотров (обследований) природного парка и государственных природных заказников по маршрутам в рамках государственного экологического надзора; 8 экскурсий на особо охраняемых природных территориях; 8 конкурсов, направленных на экологическое просвещение и пропаганду бережного отношения населения к окружающей природной среде; 60 просветительских бесед по экологии; подготовка и размещение 60 публикаций в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; выпуск в естественную среду обитания 14 оленей европейских и 7 ланей; содержание в полувольных условиях 60 оленей европейских, 40 ланей, 2 верблюдов, 13 муфлонов.

Основное мероприятие 1.5 «Мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира» выполнено в полном объеме.

В рамках реализации основного мероприятия:

осуществлен сбор и анализ научной информации о местах локализации и состоянии популяций объектов растительного мира, тенденциях изменения их ареалов и численности, проведены полевые работы по сбору данных в Белокалитвинском, Каменском, Константиновском, Красносулинском, Морозовском, Тацинском, Усть-Донецком, Цимлянском районах Ростовской области;

осуществлены мероприятия по развитию питомника видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области. В отчетном году в питомнике осуществлены посадка растений, уходные работы, изучение роста и развития растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, в условиях питомника.

Основное мероприятие 1.6 «Создание условий для сохранения и воспроизводства объектов животного мира» выполнено в полном объеме.

В рамках реализации основного мероприятия:

выполнен мониторинг млекопитающих и земноводных, обитающих на территории Ростовской области;

изготовлены и доставлены в минприроды Ростовской области 1 000 бланков удостоверений производственным охотничьим инспекторам;

осуществлены сопровождение и техническая поддержка программного комплекса автоматизированной информационной системы ведения и администрирования Государственного охотхозяйственного реестра Ростовской области;

в рамках оказания государственных услуг выдано 84 разрешения на использование объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты;

выполнены мероприятия в рамках осуществления полномочий по федеральному государственному охотничьему надзору и федеральному государственному надзору в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, по результатам которых наложены штрафы за нарушения в области охраны и использования объектов животного мира в сумме 127,5 тыс. рублей, взыскано 127,5 тыс. рублей.

Основное мероприятие 1.7 «Экологическое просвещение и формирование экологической культуры, обеспечение информацией о состоянии окружающей среды» выполнено в полном объеме.

В рамках реализации основного мероприятия:

выполнен комплекс мероприятий в рамках инициативного проекта «Я за чистый дом! Мой дом – Тихий Дон!», включающий экологические акции, субботники с участием волонтеров. В рамках Всероссийской акции «Вода России» расчищено 134,5 километра береговой линии водных объектов; в рамках Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия» собрано и вывезено на полигоны твердых коммунальных отходов около 76 тыс. куб. метров мусора. Во Всероссийской акции «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников природы» приняли участие свыше 50 тыс. детей. В образовательных организациях Ростовской области в 2020 году организовано 7 000 экологических уроков с использованием дидактических материалов «Разделяй, культурный человек». Создано 15 виртуальных туров по природно-заповедному фонду Ростовской области. Во Всероссийском экологическом диктанте, приуроченном к Всемирному дню вторичной переработки отходов, приняли участие 24,9 тыс. человек (в онлайн-формате, а также на 100 офлайн-площадках, сформированных на базе общеобразовательных организаций). На базе эколого-образовательного центра «Экориум» для 29 педагогов проведены семинары по проблеме безопасного обращения с отходами. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» функционирует портал, на котором в отчетном году размещено свыше 2 500 экологических новостей;

издан сборник «Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2019 году» в количестве 500 экземпляров на бумажном носителе и 1 040 – на CD-дисках;

реализован комплекс мероприятий в рамках всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности», в ходе которых при участии органов местного самоуправления проведено более 1 000 субботников и 1 850 мероприятий по экологическому просвещению. В данных мероприятиях приняли участие 130 тыс. человек;

проведены праздники «День древонасаждения» – 11 апреля и 17 октября 2020 г., в которых приняли участие 39,6 тыс. человек, высажено более 133 тыс. деревьев и кустарников.

В средствах массовой информации размещена информация – призыв к проведению международной символической акции «Час Земли» (28 марта) и международного дня без автомобиля «Европейский день пешехода» (22 сентября).

Основное мероприятие 1.9 «Оценка состояния компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, в том числе на основании статистических сведений» выполнено в полном объеме.

В рамках реализации основного мероприятия осуществлено взаимодействие с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, Донским бассейновым водным управлением по вопросам предоставления сведений об объемах выбросов в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, объемах сбросов сточных вод, объемах образованных, утилизированных (использованных) и обезвреженных отходов; выполнен комплекс мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

По подпрограмме «Охрана окружающей среды в Ростовской области» предусмотрено выполнение 11 контрольных событий, из них достигнуты в установленные сроки 5, ранее установленного срока – 5, с нарушением срока – 1.

Контрольное событие 1.7.1 достигнуто с нарушением срока в связи с нарушением подрядчиком условий государственного контракта.

В рамках подпрограммы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области» предусмотрена реализация 1 основного мероприятия, 3 контрольных событий.

Основное мероприятие 2.2 «Создание условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области» выполнено в полном объеме.

В течение отчетного года:

актуализированы данные автоматизированной системы лицензирования недропользования, электронных версий территориального кадастра месторождений общераспространенных полезных ископаемых и территориального баланса общераспространенных полезных ископаемых Ростовской области;

проведены государственные экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых (подготовлено 32 сводных экспертных заключения по объектам государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения);

выдано 177 лицензий на право пользования недрами.

По подпрограмме «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области» предусмотрено выполнение 3 контрольных событий, которые достигнуты в установленные сроки.

В рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области» предусмотрена реализация 3 основных мероприятий, 2 приоритетных основных мероприятий, 11 контрольных событий.

Основное мероприятие 3.1 «Организация государственного мониторинга водных объектов» выполнено в полном объеме.

В рамках реализации данного основного мероприятия в 2020 году выполнены:

оценка и прогноз изменений состояния бассейнов 17 водных объектов в рамках государственного мониторинга водных объектов;

мониторинг загрязнения водных объектов на трансграничных участках рек и хода весеннего половодья на территории Ростовской области.

Основное мероприятие 3.2 «Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (за счет субвенций федерального бюджета)» выполнено в полном объеме.

В целях охраны водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ростовской области установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос общей протяженностью 1 117,4 километра, в том числе рек Средний Егорлык, Большой Егорлык, Большой Гашун и Малый Гашун.

В рамках реализации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений:

выдано 225 правоустанавливающих документов на право пользования водными объектами;

завершена разработка проектно-сметной документации на расчистку реки Глубокая в Каменском районе Ростовской области, начатая в 2019 году;

начаты работы по расчистке реки Ольховая на территории Кашарского района (расчищен участок протяженностью 2 километра) (завершение работ – в 2022 году).

Основное мероприятие 3.4 «Осуществление мероприятий по защите от негативного воздействия вод посредством обеспечения безопасности ГТС» выполнено не в полном объеме. За счет средств субсидии из областного бюджета и средств бюджета Дубовского района разработана проектная документация на выполнение «Капитальный ремонт берегоукрепительного сооружения на Цимлянском водохранилище в х. Овчинников Дубовского района Ростовской области». В связи с неисполнением подрядчиком обязательств по муниципальному контракту не получено положительное заключение экспертизы по проектной документации. Работы по получению положительного заключения экспертизы по проектной документации в ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» планируется продолжить в 2021 году. В связи с неисполнением условий муниципального контракта в отношении подрядной организации ведется претензионная работа.

Приоритетное основное мероприятие 3.5 «Мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (в рамках регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов (Ростовская область)») выполнено в полном объеме. Завершена расчистка русла реки Темерник, начатая в 2019 году. В 2020 году расчищено 4 километра, общая протяженность расчистки составила 8,5 километра.

Приоритетное основное мероприятие 3.6 «Мероприятия по расчистке участков русел рек с целью улучшения экологического состояния гидрографической сети (в рамках регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов (Ростовская область)») выполнено в полном объеме. Завершена расчистка русла реки Кумшак в границах Красноярского, Лозновского и Маркинского сельских поселений Цимлянского района Ростовской области, начатая в 2019 году. В 2020 году расчищено 11 километров, общая протяженность расчистки составила 30 километров.

По подпрограмме «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области» предусмотрено выполнение 11 контрольных событий, из них достигнуто в установленные сроки 3 контрольных события, ранее установленного срока – 8 контрольных событий.

В рамках подпрограммы «Развитие лесного хозяйства Ростовской области» предусмотрена реализация 5 основных мероприятий, 3 приоритетных основных мероприятий, 14 контрольных событий.

Основное мероприятие 4.1 «Охрана лесов от пожаров» выполнено в полном объеме.

Подведомственными минприроды Ростовской области государственными автономными учреждениями Ростовской области «Лес» (далее – ГАУ РО «Лес») в рамках государственных заданий выполнены:

устройство 5 001 километра противопожарных минерализованных полос; эксплуатация (ремонт) 220 километров лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; прочистка противопожарных минерализованных полос – 37 316 километров; эксплуатация 117 шлагбаумов; установка и размещение 423 стендов о мерах пожарной безопасности в лесах; устройство 10 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; мероприятия по уходу за созданными противопожарными разрывами с населенными пунктами, непосредственно примыкающими к лесным массивам, на площади 705,72 гектара; благоустройство 38 зон отдыха граждан, пребывающих в лесу; мониторинг пожарной опасности в лесах на площади 360 577 гектаров;

обеспечено содержание пожарной техники и оборудования в исправном состоянии, готовой к применению по назначению, функционирование 14 лесопожарных станций на территории Ростовской области.

Минприроды Ростовской области в рамках данного основного мероприятия:

подготовлены трансляции аудиороликов по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах в эфире радиоканала «Радио Дача»;

опубликованы статьи по противопожарной тематике в газете «Комсомольская правда»;

обеспечено функционирование Системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории лесного фонда Ростовской области с помощью 42 камер видеонаблюдения.

В 2020 году на территории Ростовской области зарегистрировано 27 лесных пожаров, ликвидировано в течение первых суток – 25.

Установленные для ГАУ РО «Лес» показатели государственных заданий выполнены полностью.

Основное мероприятие 4.2 «Защита лесов» выполнено в полном объеме.

В ходе реализации основного мероприятия ГАУ РО «Лес» в рамках государственного задания выполнены: разработка горельников на территории земель лесного фонда Ростовской области на площади 102,8 гектара, лесопатологическое обследование на площади 3 246,8 гектара.

Установленные для ГАУ РО «Лес» показатели государственных заданий выполнены полностью.

Основное мероприятие 4.3 «Осуществление отвода лесосек на землях лесного фонда» выполнено не в полном объеме, поскольку не достигнуто плановое значение взаимоувязанного показателя 4.4.

В ходе реализации основного мероприятия ГАУ РО «Лес» в рамках государственного задания выполнены в полном объеме мероприятия по отводу и таксации лесосек под рубки ухода за лесом на площади 1 395,7 гектара.

Установленные для ГАУ РО «Лес» показатели государственных заданий за счет средств областного и федерального бюджетов выполнены полностью.

Основное мероприятие 4.4 «Организация рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия» выполнено в полном объеме.

В рамках реализации данного основного мероприятия в целях организации рационального и интенсивного использования лесов заключено 13 договоров аренды лесных участков.

Основное мероприятие 4.5 «Осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государствен­ного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации» выполнено в полном объеме. Должностными лицами минприроды Ростовской области, уполномоченными осуществлять на землях лесного фонда Ростовской области федеральный государственный лесной надзор и федеральный государственный пожарный надзор в лесах, проведено 4 166 мероприятий по патрулированию общей протяженностью 28,3 тыс. километров. В рамках осуществления на землях лесного фонда Ростовской области федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах выявлено 416 нарушений требований лесного законодательства, в том числе 42 незаконные рубки лесных насаждений. Наложено штрафов на сумму 1,16 млн рублей, взыскано 0,67 млн рублей.

Приоритетное основное мероприятие 4.6 «Оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров (в рамках регионального проекта «Сохранение лесов (Ростовская область)» выполнено в полном объеме. Минприроды Ростовской области приобретены и переданы ГАУ РО «Лес» 86 единиц лесопожарной техники и оборудования.

Приоритетное основное мероприятие 4.7 «Осуществление мероприятий, направленных на увеличение площади лесовосстановления (в рамках регионального проекта «Сохранение лесов (Ростовская область)»)» выполнено в полном объеме. В рамках государственного задания ГАУ РО «Лес» выполнены работы по созданию лесных культур на землях лесного фонда на площади 1 500 гектаров, агротехнический уход – на площади 5 704 гектара, подготовка почвы под лесовосстановление выполнена на площади 1 670 гектаров.

Установленные для ГАУ РО «Лес» показатели государственных заданий выполнены полностью.

Приоритетное основное мероприятие 4.8 «Оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению (в рамках регионального проекта «Сохранение лесов (Ростовская область)» выполнено в полном объеме. Минприроды Ростовской области приобретены и переданы ГАУ РО «Лес» 3 лесопосадочных машины, 4 трубы посадочных для посадки сеянцев с закрытой корневой системой.

По подпрограмме «Развитие лесного хозяйства Ростовской области» предусмотрено выполнение 14 контрольных событий, из них достигнуто в установленные сроки 9 контрольных событий, ранее установленного срока – 5 контрольных событий.

В рамках подпрограммы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области» предусмотрена реализация 4 основных мероприятий, 2 приоритетных основных мероприятий, 10 контрольных событий.

Приоритетное основное мероприятие 5.1 «Строительство объектов межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов на территории Ростовской области (в рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Ростовская область)» выполнено не в полном объеме, поскольку не выполнены приоритетные мероприятия 5.1.2 и 5.1.3., не достигнуты контрольные события государственной программы 5.1.2 и 5.1.3; не достигнуты показатели 5 и 5.51.

Приоритетное мероприятие 5.1.2 «Строительство Красносулинского МЭОК» не выполнено, так как не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектно-сметную документацию на строительство Красносулинского МЭОК.

Приоритетное мероприятие 5.1.3 «Строительство Миллеровского МЭОК» не выполнено, так как необходима замена ранее определенного под строительство МЭОК земельного участка в связи с заменой регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности Миллеровского МЭОК (на заседании рабочей группы по вопросам межведомственного взаимодействия при реализации на территории Ростовской области новой системы обращения с ТКО под руководством заместителя Губернатора Ростовской области – министра промышленности и энергетики Сорокина И.Н. принято решение о лишении ООО «Экосервис» статуса регионального оператора; в соответствии с приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 29.10.2020 № 205 «О присвоении ООО «Экострой-Дон» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Миллеровского МЭОК Ростовской области» определен новый региональный оператор сроком на один год (до проведения конкурсного отбора по выбору нового регионального оператора) – ООО «Экострой-Дон», которым ведется работа по определению земельного участка под строительство Миллеровского МЭОК).

В рамках данного приоритетного основного мероприятия в 2020 году региональными операторами по обращению с ТКО выполнены следующие работы:

введен в эксплуатацию Волгодонский МЭОК;

выполнены инженерные изыскания по проекту строительства Сальского МЭОК;

определены земельные участки под строительство объектов Новочеркасского и Морозовского МЭОК;

получены положительные заключения экспертиз по проекту строительства Мясниковского МЭОК;

получены положительные заключения экспертиз, разрешение на ввод в эксплуатацию по проекту Неклиновского МЭОК.

Основное мероприятие 5.2 «Внедрение системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов» выполнено не в полном объеме, поскольку не достигнут результат выполнения мероприятия 5.2.1 «Приобретение контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами» (приобретено 5 742 контейнера для накопления твердых коммунальных отходов при плане 6 247 контейнеров. Причина – замена регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности Миллеровского МЭОК в октябре 2020 г., дополнительные расходы региональных операторов по обращению с ТКО в связи с неблагоприятным санитарно-эпидемиологическим положением в регионе, связанным с распространением новой коронавирусной инфекции).

В рамках данного приоритетного основного мероприятия в 2020 году:

региональными операторами по обращению с ТКО приобретены контейнеры различной цветовой индикации с учетом раздельного накопления отходов;

органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с ТКО осуществлены мероприятия по переоборудованию контейнерных площадок для раздельного накопления твердых коммунальных отходов. По состоянию на 31 декабря 2020 г. раздельное накопление ТКО организовано в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Шахты, Азове, Каменске-Шахтинском, Новочеркасске, Батайске, Новошахтинске.

Основное мероприятие 5.31 «Сопровождение территориальной схемы обращения с отходами Ростовской области» выполнено в полном объеме. Обеспечено сопровождение функционирования электронной модели территориальной схемы обращения с отходами в части информационно-технологического обеспечения и выполнения требований информационной безопасности, а также сопровождения территориальной схемы обращения с отходами при проведении процедуры ее корректировки (внесения изменений) и общественного обсуждения по основаниям и в порядке, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем».

Основное мероприятие 5.4 «Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде» выполнено в полном объеме. Проведены проектно-изыскательские работы в рамках разработки проектно-сметной документации по объектам в г. Цимлянске и г. Красном Сулине.

Основное мероприятие 5.5 «Изготовление информационных материалов по повышению экологической культуры населения в сфере раздельного накопления твердых коммунальных отходов» выполнено в полном объеме. Изготовлен в электронном виде брендбук по формированию у населения культуры раздельного накопления ТКО. Брендбук размещен на официальном сайте минприроды Ростовской области, направлен для использования органам исполнительной власти Ростовской области, органам местного самоуправления в Ростовской области, региональным операторам по обращению с ТКО, образовательным организациям, хозяйствующим субъектам, осуществляющим организацию обращения с ТКО.

Приоритетное основное мероприятие 5.6 «Сопровождение деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения их непрерывной работы по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» выполнено в полном объеме. Региональным операторам по обращению с ТКО оказана поддержка за счет средств субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология». Фактические значения показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета достигнуты.

По подпрограмме «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области» предусмотрено выполнение 10 контрольных событий, из них достигнуто в установленные сроки 3 контрольных события, раньше установленного срока – 3 контрольных события, с нарушением установленного срока – 2 контрольных события, не достигнуты – 2 контрольных события.

Не достигнуты контрольные события: 5.1.2 (не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектно-сметную документацию на строительство Красносулинского МЭОК в связи с замечаниями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) и 5.1.3 (не определен земельный участок под строительство Миллеровского МЭОК в связи с заменой регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности Миллеровского МЭОК).

Достигнуты позже установленного срока контрольные события: 5.1.1 (в связи с длительностью процесса получения разрешительной документации); 5.1.5 (в связи с необходимостью устранения замечаний, полученных в процессе прохождения экологической экспертизы).

В рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» предусмотрена реализация 3 основных мероприятий.

Основное мероприятие 6.1 «Обеспечение выполнения функций аппарата министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области» выполнено в полном объеме. В ходе реализации основного мероприятия обеспечено в полном объеме финансирование выполнения функций аппарата минприроды Ростовской области.

Основное мероприятие 6.2 «Обеспечение выполнения функций аппарата министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в части реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» выполнено в полном объеме. В ходе реализации основного мероприятия обеспечено в полном объеме финансирование деятельности минприроды Ростовской области в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Основное мероприятие 6.3 «Обеспечение выполнения функций аппарата министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в части реализации переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов» выполнено в полном объеме. В ходе реализации основного мероприятия обеспечено в полном объеме финансирование деятельности минприроды Ростовской области в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов.

По подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы» выполнение контрольных событий не предусмотрено.

Сведения о выполнении основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий, мероприятий, а также контрольных событий государственной программы за 2020 г. приведены в приложении № 1 к отчету о реализации государственной программы.

 

Раздел 3. Анализ факторов,

повлиявших на ход реализации государственной программы

 

В 2021 году на ход реализации государственной программы оказывали влияние следующие факторы.

1. Невыполнение подрядной организацией условий муниципального контракта на разработку проектной документации по объекту «Капитальный ремонт берегоукрепительного сооружения на Цимлянском водохранилище в х. Овчинников Дубовского района Ростовской области». В результате основное мероприятие 3.4 выполнено не в полном объеме.

2. Увеличение Рослесхозом плановых объемов поступлений платежей в бюджет при сохранении тенденции снижения спроса на лесные участки для основного вида использования лесов «рекреационная деятельность», а также увеличение планового объема заготавливаемой древесины, тогда как значительная часть заготавливаемой древесины является низкосортной, и рынки ее сбыта отсутствуют; расторжение договоров аренды лесных участков по заявлениям лесопользователей ввиду значительного повышения размера арендной платы из-за ежегодного повышения коэффициентов к ставкам платы за аренду, а также за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; проведение процедуры расторжения договоров аренды с должниками, более двух раз пропустившими сроки оплаты за аренду лесного участка.

В результате не достигнуты плановые значения показателей 4.4, 4.5, 4.6, 4.10; основное мероприятие 4.3 выполнено не в полном объеме.

3. Замена регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности Миллеровского МЭОК; наличие замечаний Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к проекту на строительство объектов Красносулинского МЭОК; продление сроков выполнения отдельных этапов организации строительства МЭОК. В результате приоритетное основное мероприятие 5.1 и основное мероприятие 5.2. выполнены не в полном объеме, не достигнуты плановые значения показателей 5 и 5.51.

 

Раздел 4. Сведения об использовании

бюджетных ассигнований и внебюджетных

средств на реализацию государственной программы

 

Объем запланированных расходов на реализацию государственной программы на 2020 год составил 2 632 726,5 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

областной бюджет – 506 369,0 тыс. рублей;

безвозмездные поступления из федерального бюджета – 574 726,9 тыс. рублей;

местный бюджет – 329,3 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 1 551 301,3 тыс. рублей.

План ассигнований в соответствии с Областным законом от 25.12.2018 № 70-ЗС «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» составил 1 081 095,9 тыс. рублей. В соответствии со сводной бюджетной росписью – 1 075 741,2 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

областной бюджет – 506 336,0 тыс. рублей;

безвозмездные поступления из федерального бюджета – 569 405,2 тыс. рублей.

Исполнение расходов по государственной программе составило 2 537 067,4 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

областной бюджет – 497 708,9 тыс. рублей;

безвозмездные поступления из федерального бюджета – 554 760,2 тыс. рублей;

местный бюджет – 241,7 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 1 484 356,6 тыс. рублей.

Объем неосвоенных бюджетных ассигнований областного бюджета и безвозмездных поступлений в областной бюджет составил 23 272,1 тыс. рублей, из них:

1 178,4 тыс. рублей – экономия в результате проведения закупок;

2 942,8 тыс. рублей – экономия в процессе выполнения работ;

1 665,8 тыс. рублей – невостребованные средства федерального бюджета, предусмотренные на тушение лесных пожаров;

2 412,5 тыс. рублей – неисполнение обязательств подрядной организацией;

8 702,7 тыс. рублей – остаток субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО. В соответствии с Дополнительным соглашением от 11.12.2020 № 51-17-2020-047/2 к Соглашению от 30.06.2020 № 051-17-2020-047, заключенному между Правительством Ростовской области и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, сумма субсидии на 2020 год уменьшена на 8 702,7 тыс. рублей;

6 369,4 тыс. рублей – экономия, связанная с финансовым обеспечением аппарата минприроды Ростовской области;

0,5 тыс. рублей – округление сумм бюджетных ассигнований.

Сведения об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных источников на реализацию государственной программы за 2020 год приведены в приложении № 2 к отчету о реализации государственной программы.

 

Раздел 5. Сведения

о достижении значений показателей государственной

программы, подпрограмм государственной программы за 2020 год

 

Государственной программой и подпрограммами государственной программы предусмотрено 62 показателя, по 24 из которых фактические значения соответствуют плановым, по 27 показателям фактические значения превышают плановые, по 9 показателям не достигнуты плановые значения (из них по 3 показателям фактические значения превышают 95 процентов), по 2 показателям фактические значения могут быть определены не ранее 15 апреля 2021 г. (показатель 6) и не ранее 29 апреля 2021 г. (показатель 5.2).

Показатель 1 «Доля площади Ростовской области, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения» – плановое значение – 2,3 процента, фактическое значение – 2,3 процента.

Показатель 2 «Количество выданных лицензий на право пользования участками недр местного значения» – плановое значение – 90 единиц, фактическое значение – 177 единиц. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением количества обращений за оказанием данной государственной услуги.

Показатель 4 «Лесистость территории Ростовской области» – плановое значение – 2,4 процента, фактическое значение – 2,4 процента.

Показатель 5 «Доля утилизированных (использованных) твердых коммунальных отходов в общем объеме образовавшихся твердых коммунальных отходов» – плановое значение – 20 процентов, фактическое значение – 5 процентов. Плановое значение показателя не достигнуто в связи с продлением сроков строительства МЭОК в рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Ростовская область)».

Показатель 6 «Качество окружающей среды» – плановое значение – 100,04 процента. Фактическое значение показателя за 2020 год будет определено после 15 апреля 2021 г., поскольку расчет показателя производится Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и публикуется в единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Показатель 1.1 «Доля устраненных нарушений требований природоохранного законодательства в общем объеме нарушений, выявленных в процессе проведения мероприятий по региональному государственному экологическому надзору» – плановое значение – 65 процентов, фактическое значение – 65 процентов.

Показатель 1.2 «Доля объектов негативного воздействия с установленным объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в региональном реестре объектов негативного воздействия» – плановое значение – 53,2 процента, фактическое значение – 53,47 процента. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением количества поступивших заявок о постановке объектов на государственный учет.

Показатель 1.3 «Доля городов, охваченных мониторингом атмосферного воздуха, в общем количестве городов Ростовской области» – плановое значение – 52,2 процента, фактическое значение – 52,2 процента.

Показатель 1.41 «Количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (олень европейский)» – плановое значение – 60 голов, фактическое значение – 60 голов.

Показатель 1.42 «Количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (лань)» – плановое значение – 40 голов, фактическое значение – 40 голов.

Показатель 1.43 «Количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (муфлон)» – плановое значение – 13 голов, фактическое значение – 13 голов.

Показатель 1.44 «Количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (верблюд)» – плановое значение – 2 головы, фактическое значение – 2 головы.

Показатель 1.51 «Количество животных, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и выпущенных в естественную среду обитания для расселения (олень европейский)» – плановое значение – 14 голов, фактическое значение – 14 голов.

Показатель 1.52 «Количество животных, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и выпущенных в естественную среду обитания для расселения (лань)» – плановое значение – 7 голов, фактическое значение – 7 голов.

Показатель 1.6 «Количество видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, произрастающих в искусственной среде обитания (в условиях питомника)» – плановое значение – 50 популяций, фактическое значение – 50 популяций.

Показатель 1.71 «Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (лось)» – плановое значение – 100 процентов к 2018 году, фактическое значение – 104,2 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.

Показатель 1.72 «Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (олень европейский)» – плановое значение – 100 процентов к 2018 году, фактическое значение – 107,3 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.

Показатель 1.73 «Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (олень пятнистый)» – плановое значение – 100 процентов к 2018 году, фактическое значение – 117,3 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.

Показатель 1.74 «Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (косуля)» – плановое значение – 100 процентов к 2018 году, фактическое значение – 110,1 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.

Показатель 1.75. «Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (лань)» – плановое значение – 100 процентов к 2018 году, фактическое значение – 115,6 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.

Показатель 1.76 «Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (фазан)» – плановое значение – 110 процентов к 2018 году, фактическое значение – 116,8 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.

Показатель 1.81 «Индекс численности плотоядных видов животных, добытых в рамках регулирования численности, спортивной и любительской охоты, по отношению к 2017 году (волк)» – плановое значение – 60 процентов к 2017 году, фактическое значение – 62 процента к 2017 году. Перевыполнение планового значения показателя обосновано увеличением добычи волка с целью доведения его численности до нормативной.

Показатель 1.82 «Индекс численности плотоядных видов животных, добытых в рамках регулирования численности, спортивной и любительской охоты, по отношению к 2017 году (шакал)» – плановое значение – 100 процентов к 2017 году, фактическое значение – 745 процентов к 2017 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с увеличением добычи шакала с целью доведения его численности до нормативной.

Показатель 1.83 «Индекс численности плотоядных видов животных, добытых в рамках регулирования численности, спортивной и любительской охоты, по отношению к 2017 году (лисица)» – плановое значение – 60 процентов к 2017 году, фактическое значение – 97,8 процента к 2017 году. Перевыполнение планового значения показателя обосновано увеличением добычи лисицы с целью недопущения распространения бешенства среди плотоядных животных (лисица – основной переносчик бешенства).

Показатель 1.9 «Доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, в общей площади охотничьих угодий на территории Ростовской области» – плановое значение – 63,5 процента, фактическое значение – 63,5 процента.

Показатель 1.10 «Количество ежегодных мероприятий по экологическому просвещению и образованию, проводимых на территории Ростовской области в рамках дней защиты от экологической опасности» – плановое значение – 1 000 единиц, фактическое значение – 1 850 единиц. Перевыполнение планового значения показателя связано с увеличением количества мероприятий, проведенных в онлайн-формате.

Показатель 1.11 «Доля населения, вовлеченного в мероприятия по экологическому просвещению, в общей численности населения Ростовской области» – плановое значение – 8,6 процента, фактическое значение – 15,6 процента. Перевыполнение планового значения показателя связано с увеличением численности населения, вовлеченного в мероприятия по экологическому просвещению, за счет проведения ряда мероприятий в онлайн-формате.

Показатель 2.2 «Пески (строительные и силикатные), песчано-гравийные материалы, прирост запасов» – плановое значение – 5 млн куб. метров, фактическое значение – 15,4 млн куб. метров. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением количества выполненных геологоразведочных работ вследствие повышенного спроса на пески строительные в связи с ростом объемов строительства.

Показатель 2.3 «Количество государственных экспертиз запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения» – плановое значение – 25 единиц, фактическое значение – 32 единицы. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением количества обращений за оказанием данной государственной услуги.

Показатель 3.1 «Количество бассейнов водных объектов, на которых осуществляется мониторинг водных объектов в рамках полномочий Ростовской области» – плановое значение – 17 единиц, фактическое значение – 17 единиц.

Показатель 3.2 «Доля водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании предоставленных в установленном порядке прав пользования, в общем количестве пользователей, осуществление водопользования которыми предусматривает приобретение прав пользования водными объектами» – плановое значение – 98,73 процента, фактическое значение – 97,4 процента, степень достижения показателя – 98,7 процента. Плановое значение показателя не достигнуто в связи с отсутствием у ряда водопользователей необходимости в использовании водных объектов (инициирование расторжения договоров водопользования), прекращением водопользования по решению суда, увеличением числа нелегитимных водопользователей в связи с несвоевременной подачей документов на переоформление правоустанавливающих документов на водопользование, а также получением предприятиями мотивированных отказов в предоставлении водных объектов в пользование по причине неудовлетворительного состояния очистных сооружений.

Показатель 3.3 «Удельный комбинаторный индекс загрязненности воды на участке реки Дон от г. Константиновска до хут. Дугино» – плановое значение – 4,01 доли, фактическое значение – 4,22 доли, степень достижения показателя – 95,0 процента. Плановое значение показателя не достигнуто по объективным причинам: бассейн р. Дон расположен на территории 15 субъектов Российской Федерации и 3 областей Украины, Ростовская область является замыкающим створом Дона. Качественный состав воды в водном объекте зависит от хозяйственной деятельности субъектов Российской Федерации, расположенных выше по течению р. Дон.

Показатель 3.4 «Протяженность береговой линии водных объектов (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), для которых установлены (нанесены на землеустроительные карты) водоохранные зоны водных объектов» – плановое значение – 1 117,4 километра, фактическое значение – 1 117,4 километра.

Показатель 3.7 «Площадь восстановленных водных объектов Ростовской области» – плановое значение – 8,5 гектара, фактическое значение – 8,5 гектара.

Показатель 3.8 «Численность населения Ростовской области, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов» – плановое значение – 33 063 человека, фактическое значение – 420 800 человек. Превышение планового значения показателя обусловлено изменением методики расчета показателя с учетом данных о численности населения, проживающего в радиусе 30 километров от водного объекта, на котором осуществлены мероприятия по расчистке водного объекта.

Показатель 3.9 «Протяженность расчищенных участков русел рек Ростовской области» – плановое значение – 30 километров, фактическое значение – 30 километров.

Показатель 3.10 «Доля гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, имеющих безопасное техническое состояние, в общем числе гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных» – плановое значение – 77,7 процента, фактическое значение – 77,7 процента.

Показатель 4.1 «Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров» – плановое значение – 77,3 процента, фактическое значение – 92,6 процента. Превышение планового значения показателя обосновано оперативностью выполнения мероприятий по тушению пожаров.

Показатель 4.2 «Доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями» – плановое значение (максимально допустимое) – 12,65 процента, фактическое значение – 12,43 процента. Превышение планового значения показателя обусловлено проведением мероприятий по защите леса.

Показатель 4.3 «Площадь земель лесного фонда, покрытая лесом» – плановое значение – 237,71 тыс. гектаров, фактическое значение – 237,30 тыс. гектаров, степень достижения показателя составляет 99,8 процента. Уменьшение площади земель лесного фонда, покрытой лесом, связано с произошедшими в 2020 году пожарами.

Показатель 4.4 «Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины» – плановое значение – 72 процента, фактическое значение – 51,8 процента. Плановое значение показателя не достигнуто в связи с тем, что в защитных лесах заготовка древесины (как вид использования лесов – запрещена) осуществляется в рамках проведения рубок ухода за лесами, санитарных рубок. Значительная часть заготавливаемой древесины является низкосортной, рынки ее сбыта отсутствуют.

Показатель 4.5 «Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда» – плановое значение – 74,9 рубля, фактическое значение – 67,4 рубля. Плановое значение показателя не достигнуто в связи с увеличением Рослесхозом плановых объемов поступлений платежей в бюджет, расторжением договоров аренды лесных участков по заявлениям лесопользователей ввиду значительного повышения размера арендной платы из-за ежегодного повышения коэффициентов индексации к ставкам платы за аренду, а также за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Показатель 4.6 «Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда» – плановое значение – 1,4 процента, фактическое значение – 1,3 процента. Плановое значение показателя не достигнуто в связи с расторжением договоров аренды лесных участков по заявлениям лесопользователей ввиду значительного повышения размера арендной платы (из-за ежегодного повышения коэффициентов индексации к ставкам платы за аренду), а также процедуры расторжения договоров аренды с должниками, более двух раз пропустившими сроки оплаты за аренду лесного участка.

Показатель 4.7 «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в Ростовской области» – плановое значение – 100 процентов, фактическое значение – 256,37 процента. Превышение планового значения показателя обусловлено увеличением площади посадки лесных культур.

Показатель 4.8 «Количество патрулирований территории лесного фонда Ростовской области» – плановое значение – 3 790 единиц, фактическое значение – 4 166 единиц. Превышение планового значения показателя обусловлено усилением патрулирования в период действия особого противопожарного режима.

Показатель 4.9 «Отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушений лесного законодательства» – плановое значение – 97,6 процента, фактическое значение – 98,3 процента. Превышение планового значения показателя обусловлено оптимизацией маршрутов патрулирования, повышением уровня взаимодействия с правоохранительными органами.

Показатель 4.10 «Средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс. гектаров земель лесного фонда» – плановое значение – 21,83 человека, фактическое значение – 20,3 человека. Плановое значение показателя не достигнуто в связи с тем, что количество инспекторов, необходимое для его достижения, не соответствует количеству инспекторского состава и объемам финансирования, утвержденным Рослесхозом в бюджетных проектировках на 2020 – 2022 годы. Фактическое значение показателя за 2020 год рассчитано относительно всей площади земель лесного фонда на территории Ростовской области. При исчислении данного показателя относительно площади земель лесного фонда, на которых выполнены лесоустроительные работы, показатель выполнен в полном объеме.

Показатель 4.11 «Доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги» – плановое значение – 99,3 процента, фактическое значение – 100 процентов. Превышение планового значения показателя обосновано оперативной работой сотрудников минприроды Ростовской области, выполняющих работу по оказанию данной государственной услуги.

Показатель 4.12 «Динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года» – плановое значение – 5,2 процента, фактическое значение – 8,2 процента. Перевыполнение планового значения показателя обосновано введением временного запрета на посещение лесов гражданами из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID‑19).

Показатель 4.13 «Площадь лесовосстановления и лесоразведения в Ростовской области» – плановое значение – 1,5 тыс. гектаров, фактическое значение – 1,5 тыс. гектаров.

Показатель 4.14 «Количество выращенного посадочного материала лесных растений в Ростовской области» – плановое значение – 5,8 млн штук, фактическое значение – 5,8 млн штук.

Показатель 5.11 «Объем твердых коммунальных отходов, направленных на захоронение» – плановое значение – 1,6 млн тонн, фактическое значение – 1,6 млн тонн.

Показатель 5.2 «Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I – IV классов опасности» – плановое значение – 87,0 процента, фактическое значение возможно рассчитать не ранее 29 апреля 2021 г. после предоставления Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия сводных данных годовой формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП отходы «Информация об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», необходимых для расчета данного показателя.

Показатель 5.3 «Доля твердых коммунальных отходов, подлежащих раздельному накоплению, в общем количестве образовавшихся твердых коммунальных отходов» – плановое значение – 0,5 процента, фактическое значение – 0,5 процента.

Показатель 5.41 «Объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку» – плановое значение – 0,48 млн тонн, фактическое значение – 0,57 млн тонн. Превышение планового значения показателя обосновано эксплуатацией мусоросортировочных комплексов в городах Ростове-на-Дону, Новошахтинске, Шахты, в Кагальницком и Мясниковском районах.

Показатель 5.51 «Объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку)» – плановое значение – 0,35 млн тонн, фактическое значение – 0,16 млн тонн. Плановое значение показателя не достигнуто в связи с продлением сроков строительства МЭОК в рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Ростовская область)».

Показатель 5.6 «Количество разработанных электронных моделей территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Ростовской области» – плановое значение – 1 единица, фактическое значение – 1 единица.

Показатель 5.10 «Доля информационных материалов по повышению культуры раздельного накопления твердых коммунальных отходов, распространенных среди населения, к общему числу изготовленных информационных материалов» – плановое значение – 100 процентов, фактическое значение – 100 процентов.

Показатель 5.11 «Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов» – плановое значение – 35 процентов, фактическое значение – 35 процентов.

Показатель 6.1 «Уровень освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию государственной программы» – плановое значение – 95 процентов, фактическое значение – 97,3 процента. Превышение планового значения показателя обосновано эффективностью выполнения мероприятий государственной программы.

Показатель 6.2 «Доля гражданских служащих управления лесного хозяйства минприроды Ростовской области, прошедших повышение квалификации в течение последних трех лет» – плановое значение – 33,0 процента, фактическое значение – 74,5 процента. Количество гражданских служащих, прошедших повышение квалификации в отчетном году определено в соответствии с объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на 2020 год (постановление Правительства Ростовской области от 17.02.2020 № 89 «Об областном государственном заказе на мероприятия по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Ростовской области на 2020 год»).

Показатель 6.3 «Количество разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, выданных физическим лицам» – плановое значение – 5 698 единиц, фактическое значение – 6 041 единица. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением заявок охотпользователей на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Сведения о достижении значений показателей (индикаторов) приведены в приложении № 3 к отчету о реализации государственной программы.

Сведения о достижении значений показателей по муниципальным образованиям в Ростовской области приведены в приложении № 4 к отчету о реализации государственной программы.

 

Раздел 6. Результаты оценки

эффективности реализации государственной программы

 

Эффективность государственной программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей, основных мероприятий и оценки бюджетной эффективности государственной программы.

1. Степень достижения целевых показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы:

степень достижения показателя (индикатора) 1 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 2 составляет 1,97;

степень достижения показателя (индикатора) 4 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 5 составляет 0,25;

степень достижения показателя (индикатора) 1.1 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.2 составляет 1,01;

степень достижения показателя (индикатора) 1.3 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.4.1 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.4.2 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.4.3 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.4.4. составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.5.1 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.5.2 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.6 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.7.1 составляет 1,04;

степень достижения показателя (индикатора) 1.7.2 составляет 1,07;

степень достижения показателя (индикатора) 1.7.3 составляет 1,17;

степень достижения показателя (индикатора) 1.7.4 составляет 1,10;

степень достижения показателя (индикатора) 1.7.5 составляет 1,16;

степень достижения показателя (индикатора) 1.7.6 составляет 1,17;

степень достижения показателя (индикатора) 1.8.1 составляет 1,03;

степень достижения показателя (индикатора) 1.8.2 составляет 7,45;

степень достижения показателя (индикатора) 1.8.3 составляет 1,63;

степень достижения показателя (индикатора) 1.9 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 1.10 составляет 1,85;

степень достижения показателя (индикатора) 1.11 составляет 1,81;

степень достижения показателя (индикатора) 2.2 составляет 3,08;

степень достижения показателя (индикатора) 2.3 составляет 1,28;

степень достижения показателя (индикатора) 3.1 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 3.2 составляет 0,99;

степень достижения показателя (индикатора) 3.3 составляет 0,95;

степень достижения показателя (индикатора) 3.4 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 3.7 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 3.8 составляет 12,73;

степень достижения показателя (индикатора) 3.9 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 3.10 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 4.1 составляет 1,20;

степень достижения показателя (индикатора) 4.2 составляет 1,02;

степень достижения показателя (индикатора) 4.3 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 4.4 составляет 0,72;

степень достижения показателя (индикатора) 4.5 составляет 0,90;

степень достижения показателя (индикатора) 4.6 составляет 0,93;

степень достижения показателя (индикатора) 4.7 составляет 2,56;

степень достижения показателя (индикатора) 4.8 составляет 1,10;

степень достижения показателя (индикатора) 4.9 составляет 1,01;

степень достижения показателя (индикатора) 4.10 составляет 0,93;

степень достижения показателя (индикатора) 4.11 составляет 1,01;

степень достижения показателя (индикатора) 4.12 составляет 1,58;

степень достижения показателя (индикатора) 4.13 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 4.14 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 5.11 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 5.3 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 5.41 составляет 1,19;

степень достижения показателя (индикатора) 5.51 составляет 0,46;

степень достижения показателя (индикатора) 5.6 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 5.10 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 5.11 составляет 1,00;

степень достижения показателя (индикатора) 6.1 составляет 1,02;

степень достижения показателя (индикатора) 6.2 составляет 2,26;

степень достижения показателя (индикатора) 6.3 составляет 1,06.

Суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы рассчитывается без учета показателей 6 и 5.2, поскольку фактические значения данных показателей могут быть определены: не ранее 15 апреля 2021 г., после опубликования в единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) информации о показателе «Качество окружающей среды» (показатель 6); не ранее 29 апреля 2021 г., после представления Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия сводных данных годовой формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП отходы «Информация об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», необходимых для расчета показателя 5.2.

Суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы составляет 0,90 (54/60), что характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации государственной программы по степени достижения целевых показателей.

2. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет всех источников финансирования, оценивается как доля основных мероприятий, выполненных в полном объеме.

Степень реализации основных мероприятий составляет 0,88 (28/32), что характеризует удовлетворительный уровень реализации государственной программы по степени реализации основных мероприятий.

3. Бюджетная эффективность реализации государственной программы рассчитывается в несколько этапов.

3.1. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов, оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме.

Степень реализации основных мероприятий государственной программы составляет 0,92 (24/26).

3.2. Степень соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов оценивается как отношение фактически произведенных в отчетном году бюджетных расходов на реализацию государственной программы к их плановым значениям.

Степень соответствия запланированному уровню расходов:

1 052 710,8 тыс. рублей / 1 081 425,2 тыс. рублей = 0,97.

3.3. Эффективность использования средств областного бюджета рассчитывается как отношение степени реализации основных мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов.

Эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию государственной программы:

0,92 / 0,97 = 0,95, в связи с чем бюджетная эффективность государственной программы является высокой.

Уровень реализации государственной программы в целом:

0,9 х 0,5 + 0,88 х 0,3 + 0,95 х 0,2 = 0,9, в связи с чем уровень реализации государственной программы является удовлетворительным.

В результате реализации государственной программы по основным мероприятиям, исполненным в 2020 году в полном объеме, сложилась экономия средств областного и федерального бюджетов в сумме 20 859,6 тыс. рублей, в том числе:

1 178,4 тыс. рублей – экономия в результате проведения закупок;

2 942,8 тыс. рублей – экономия в процессе выполнения работ;

1 665,8 тыс. рублей – невостребованные средства федерального бюджета, предусмотренные на тушение лесных пожаров;

8 702,7 тыс. рублей – остаток субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО. В соответствии с Дополнительным соглашением от 11.12.2020 № 51-17-2020-047/2 к Соглашению от 30.06.2020 № 051-17-2020-047, заключенному между Правительством Ростовской области и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, сумма субсидии на 2020 год уменьшена на 8 702,7 тыс. рублей;

6 369,4 тыс. рублей – экономия по расходам на содержание аппарата минприроды Ростовской области (остались невостребованными средства, предусмотренные на: пособие за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя; компенсацию на лечение государственным служащим; ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей персоналу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсацию на санаторно-курортное обеспечение; единовременное пособие за полные годы стажа гражданской службы уволенным пенсионерам; командировочные расходы; начисления на заработную плату; оплату по государственным контрактам на коммунальные услуги в связи с экономией водных и энергетических ресурсов, а также на услуги связи);

0,5 тыс. рублей – округление сумм бюджетных ассигнований.

Реализация приоритетного мероприятия «Расчистка р. Темерник от истока (47º23'31,47"СШ; 39º44'0,96"ВД) до Низового водохранилища (47º16'19,44"СШ; 30º42'10,49"ВД)» в рамках приоритетного основного мероприятия 3.5 «Мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (в рамках регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов (Ростовская область)» осуществлялась с привлечением субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию мероприятий федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов», входящего в состав национального проекта «Экология», в рамках подпрограммы «Использование водных ресурсов» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322. В соответствии с Дополнительным соглашением от 19.12.2019 № 052-09-2019-065/2 к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 13.02.2019 № 052-09-2019-065 предельный уровень софинансирования расходного обязательства Ростовской области из федерального бюджета в 2020 году составлял 13,31 процента, софинансирование из областного бюджета – 86,69 процента. Установленный уровень софинансирования соблюден.

Государственной программой в 2020 году были предусмотрены субсидии из областного бюджета местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Субсидии предоставлялись на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления:

на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности. Субсидия не использована в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по муниципальному контракту на выполнение мероприятия «Разработка проектной документации по объекту «Капитальный ремонт берегоукрепительного сооружения на Цимлянском водохранилище в х. Овчинников Дубовского района Ростовской области»;

на разработку проектов рекультивации загрязненных земельных участков (полигонов ТКО). Фактический уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ростовской области при реализации мероприятий государственной программы, направленных на разработку проектов рекультивации загрязненных земельных участков (полигонов ТКО), соответствует уровню софинансирования, установленному постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 № 302 «Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения».

Подведомственными минприроды Ростовской области государственными учреждениями являются государственные бюджетные учреждения Ростовской области «Дирекция» и восемь государственных автономных учреждений Ростовской области «Лес». Указанными государственными учреждениями в 2020 году получены доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 60 004,2 тыс. рублей, на реализацию государственной программы направлено 62 474,3 тыс. рублей (с учетом остатка денежных средств на 1 января 2020 г.).

 

Раздел 7. Предложения

по дальнейшей реализации государственной программы

 

Предложения по дальнейшей реализации государственной программы отсутствуют.

______________

Примечание.

Список используемых сокращений:

г. – город;

ГАУ РО – государственное автономное учреждение Ростовской области;

ГБУ РО – государственное бюджетное учреждение Ростовской области;

ГТС – гидротехническое сооружение;

ГТС – гидротехническое сооружение;

куб. – кубический;

минприроды Ростовской области – министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области;

МЭОК – межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс;

р. – река;

Рослесхоз – Федеральное агентство лесного хозяйства;

Росприроднадзор – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

ТКО – твердые коммунальные отходы;

ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» – федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

х. – хутор.

 

 

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области                                                          В.В. Лозин

 

Размещено: 6 апр. 2021 12:36
Изменено: 7 апр. 2021 15:04
Количество просмотров: 91

Официальная публикация

Опубликовано на pravo.donland.ru 31 мар. 2021, номер опубликования 6114202103310033
Электронная приёмная граждан