Образование

Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2016 году

(итоги реализации в 2016 году Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования)

 

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Положением о Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (утв. постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 138) на Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) возложены переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению:

> государственного контроля (надзора) в сфере образования;

> лицензирования образовательной деятельности (в том числе, контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности);

> государственной аккредитации образовательной деятельности;

> подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации.

> подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочие по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.

- федеральный государственный контроль качества образования

В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2016 году фактически было проведено 276 плановых проверок. Из них – 193 документарных и 83 – выездных.

В структуре проведенных плановых проверок наибольший удельный вес составляют документарные проверки (69,9%), выездные проверки составляют 38,9% от общего числа проведенных плановых проверок.

Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 2016 году составило 100%.

Проверки проводились в отношении общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций области в соответствии с ежегодным планом проведения проверок Ростобрнадзора, согласованным с прокуратурой Ростовской области.

Структура проведенных проверок в 2016 году по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рис.1.

Рис. 1. Структура проведенных проверок в 2016 году по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В ходе проводимых мероприятий по контролю специалисты отдела:

√ запрашивали у уполномоченных должностных лиц организаций материалы и документы по вопросам, подлежащим проверке, и проводили рассмотрение указанных материалов и документов;

√ запрашивали у уполномоченных должностных лиц организаций устные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;

√ проводили беседы с работниками организаций, обучающимися, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке;

√ организовали проведение контроля освоения обучающимися образовательной программы в форме выборочных контрольных работ, тестирования;

√ проводили проверку качества подготовки обучающихся и выпускников путем анализа результатов государственной итоговой аттестации, результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.

В 2016 году по результатам проведенных проверок в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования:

√ выявлено 36 нарушений;

√ принято решение о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных укрупненных групп профессий 3 образовательным организациям;

√ одна образовательная организация (федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение (ФКП ОУ 205 Федеральной службы исполнения наказаний) лишена государственной аккредитации по одной укрупненной группе;

√ направлено 5 писем учредителям образовательных организаций;

√ направлено 3 письма в правоохранительные органы;

√ составлено 5 протоколов о совершении административных правонарушений. В 2016 году отмечается уменьшение по сравнению с 2015 годом количества выявленных правонарушений (в 2015 году составлено 27 протоколов);

√ общая сумма наложенных штрафов в 2016 году составила 50 тыс. рублей; сумма фактически уплаченных штрафов – 430 тыс. рублей.

Анализ результатов проведенных проверок в 2016 году позволяет говорить о положительных изменениях по сравнению с 2015 годом. Так среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки, уменьшилось по сравнению с 2015 годом на 87% (2016 год – 0,13 нарушений, 2015 год – 1 нарушение). Это обусловлено тем, что по итогам пятого года введения федеральных государственных образовательных стандартов накоплен положительный опыт организации деятельности общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями Ростовской области, в том числе создания условий для ведения образовательной деятельности, формирования основных образовательных программ, организации образовательного процесса, формирования содержания образования и т.д.

В течение года в рамках выездных проверок проводилась выборочная оценка качества освоения обучающимися образовательных программ в форме тестирования в 4-11 (12) классах по 10 учебным предметам.

Всего в 2016 году процедура независимой оценки качества освоения образовательных программ проведена в отношении 12413 обучающихся, выполнено 25354 контрольные работы.

По результатам проведенной в 2016 году оценки качества образования, промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников можно сделать следующие выводы:

√ в целом по области справлялись с предложенными заданиями на уровне обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта от 70% до 100% протестированных; наиболее успешно справляются с предложенными заданиями обучающиеся 10 и 11 классов.

√ Наименьшее количество обучающихся, справившихся с предложенными заданиями (менее 80%), выявлено в 2 образовательных организациях:

> МБОУ Новотроицкая ООШ (Азовский район) – по учебному предмету «Математика» (7 класс);

> МБОУ СОШ № 3 (г. Белая Калитва) – по предмету «Обществознание» (9 класс).

√ До 15% протестированных (в отдельных образовательных организациях Кагальницкого, Мясниковского районов и города Гуково) не подтверждают свои годовые отметки. Такие результаты тестирования, выявленные Ростобрнадзором, свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны администрации образовательных организаций за преподаванием ряда предметов, а также об отсутствии систематического внутришкольного мониторинга знаний обучающихся.

При проведении проверок по контролю качества образования Ростобрнадзором осуществляется мониторинг обеспеченности образовательных организаций области учебной литературой (учебниками). В ходе мониторинга изучается:

> документация по информационному и библиотечному обеспечению образовательного процесса;

> формы статистической отчетности организации;

> результаты анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся.

В 2016 году контроль обеспеченности учебниками в ходе проверок осуществлен в 250 общеобразовательных организациях Ростовской области. Все проверенные организации имели 100% обеспеченность учебниками. Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся не расходится с результатами проверок Ростобрнадзора.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2016 году позволило обеспечить:

√ приведение деятельности образовательных организаций в части организации образовательного процесса в соответствие с законодательством в сфере образования, о чем свидетельствует уменьшение количества выявляемых нарушений;

√ формирование образовательными организациями соответствующих условий для освоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов, а именно:

> повысилась объективность оценивания обучающихся;

> увеличился уровень обеспеченности учащихся учебниками;

> активизировалась работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Ростовской области.

- федеральный государственный надзор в сфере образования

В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в 2016 году фактически было проведено 427 плановых проверок, что на 3,9% больше чем в 2015 году. Выполнение ежегодного плана проведения проверок составило 100%. Внеплановые проверки в отчетном периоде не проводились.

Наибольшее количество проверок в 2016 году было проведено в форме документарных – 399 проверок (93,4% от общего числа проверок). В форме выездных было проведено 28 проверок, что составляет 6,6% от общего количества проверок.

Динамика количества проверок, проведенных в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, в 2015-2016 гг. представлена на рис. 2

Рис. 2. Динамика количества проверок, проведенных в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, в 2015-2016 гг.

В отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отчетном периоде было проведено 423 проверки, в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, были проведены 4 проверки.

Структура проведенных проверок в 2016 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рис.3.

Рис. 3. Структура проведенных проверок в 2016 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В ходе проведенных в 2016 году проверок было выявлено 340 нарушений, что на 4,8% меньше аналогичного периода прошлого года.

Уменьшение количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных организаций, наблюдается в тех муниципальных образованиях, где уже ранее проверялись другие образовательные организации, и результаты проверок направлялись учредителям для принятия мер.

По результатам проведенных проверок:

√ выдано 216 предписаний об устранении выявленных нарушений;

√ возбуждено 36 дел об административных правонарушениях, виновные привлечены к административной ответственности;

√ общая сумма наложенных штрафов в 2016 году составила 730 тыс. рублей; сумма фактически уплаченных штрафов – 773 тыс. рублей.

В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования Ростобрнадзором проводилась работа по следующим актуальным в 2016 году направлениям:

√ контроль по недопущению возложения обязанностей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных организациях на родителей (законных представителей) обучающихся (во исполнение частей 1, 3 статьи 9, пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

√ контроль за исполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к размещению в сети Интернет и обновлению информации в целях обеспечения реализации принципа открытости и доступности образования (во исполнение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, и требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 №785);

√ контроль за соответствием договоров об оказании образовательных услуг, в том числе платных образовательных услуг, установленным требованиям законодательства об образовании (во исполнение статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706);

√ контроль за исполнением дошкольными образовательными организациями правил приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, установленным требованиям законодательства (во исполнение Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293).

Лицензирование образовательной деятельности

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966), Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утв. приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 244).

Полномочие по лицензированию образовательной деятельности включает в себя:

> предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в том числе:

- рассмотрение вопроса о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее – лицензия);

- рассмотрение вопроса о переоформлении лицензии;

- рассмотрение вопроса о предоставлении временной лицензии;

- рассмотрение вопроса о выдаче дубликата, копии лицензии;

- принятие решения о прекращении действия лицензии;

- ведение реестра лицензий;

- предоставление заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий либо копии распорядительного акта либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;

> осуществление контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

- предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности

В 2016 году в Ростобрнадзор поступило 873 заявления от соискателей лицензии и лицензиатов о предоставлении лицензии, временной лицензии, переоформлении лицензии, выдаче дубликата лицензии, а также о прекращении осуществления образовательной деятельности. Динамика количества поданных заявлений от соискателей лицензий и лицензиатов в 2014-2016 гг. представлена на рис. 4.

Рис. 4. Динамика количества поданных заявлений от соискателей лицензии и лицензиатов в 2014-2016 гг.

Значительное уменьшение количества поданных в отчетном периоде заявлений о предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года связано с тем, что в предыдущем году проводилось массовое переоформление лицензий муниципальных образовательных организаций в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством в сфере образования.

Все поступившие в Ростобрнадзор заявления были рассмотрены в установленные законодательством сроки.

В отчетном периоде по итогам рассмотрения заявлений соискателей лицензии и лицензиатов (в том числе поступивших в 2015 году):

√ выдано 159 лицензий;

√ переоформлено 557 лицензий;

√ выдано 4 дубликата действующей лицензии;

√ принято решение об отказе в предоставлении 1 лицензии;

√ принято решение об отказе в переоформлении 9 лицензий;

√ прекращено действие 61 лицензии.

Сведения о предоставленных и переоформленных лицензиях, а также о выданных дубликатах лицензии в 2016 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлены на рис.5.

 

Рис. 5. Сведения о предоставленных, переоформленных лицензиях, а также о выданных дубликатах лицензии в 2016 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В 2016 году 31,5% соискателей лицензии являлись организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых. Наблюдаемая тенденция связана с массовым запланированным получением лицензий учреждениями социального обслуживания населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям) по заданию учредителя.

Среди лицензиатов, переоформивших лицензию в 2016 году, наибольшую долю занимают профессиональные образовательные организации.

Анализ результатов лицензирования в 2016 году позволяет говорить о следующих достижениях:

√ в рамках реализации мер по организации эффективного межведомственного взаимодействия с органами власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в отчетном периоде Ростобрнадзором осуществлялось взаимодействие:

– с Федеральной налоговой службой – посредством системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) с использованием системы исполнения регламентов (СИР);

– с Федеральным казначейством – посредством системы электронного документооборота СЭД (ГИС ГМП);

– с ГУ МЧС России по Ростовской области – посредством электронной почты и факсимильной связи;

– с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) – посредством СМЭВ с использованием СИР;

– с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – посредством СМЭВ с использованием СИР.

Подключение Ростобрнадзора к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия посредством системы исполнения регламентов позволяет не только организовать эффективное межведомственное взаимодействие, но и создает условия для приема заявлений о предоставлении государственной услуги в электронной форме через Единый и региональный порталы государственных услуг.

В целом же использование технологий межведомственного электронного взаимодействия позволяет значительно сократить сроки предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.

√ Средний срок оказания услуги в 2016 году составил:

– в случае рассмотрения заявления о предоставлении лицензии - 15 рабочих дней (при нормативном сроке 45 рабочих дней);

– в случае рассмотрения заявления о переоформлении лицензии (если лицензиат намерен осуществлять образовательную деятельность по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, а также при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень образовательных программ) - 19 рабочих дней (при нормативном сроке 30 рабочих дней);

– в случае рассмотрения заявления о переоформлении лицензии (при реорганизации юридического лица, прекращении деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, изменении наименования юридического лица или места его нахождения, в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» согласно ч. 9 ст. 108 указанного закона, а также при изменении места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) - 3 рабочих дня (при нормативном сроке 10 рабочих дней).

√ По итогам информационно-методических совещаний и семинаров по вопросам лицензирования образовательной деятельности, проведенных с руководителями и учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в рамках работы информационной группы № 5 Правительства Ростовской области, при участии в работе Общественных приемных Губернатора Ростовской области в различных муниципалитетах области, а также по итогам индивидуальных консультаций, проведенных в установленные графиком дни консультаций:

– документы, представляемые в Ростобрнадзор новыми детскими садами, вводимыми в эксплуатацию в соответствии с Губернаторской программой «100 детских садов», государственными учреждениями социального обслуживания населения, соответствуют требованиям, что приводит к существенному сокращению сроков предоставления данным организациям лицензий на осуществление образовательной деятельности;

– повышается внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, дошкольных образовательных организациях.

- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности

В 2016 году в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности была проведена 151 плановая проверка. Из них 94 – выездные и 57 – документарные проверки (рис.6).

Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 2016 году составило 100%.

Рис. 6. Структура проведенных плановых проверок в рамках контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в 2016 году

Наибольшую долю в числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области, проверенных в отчетном периоде по вопросам осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в отчетном периоде, занимают дошкольные образовательные организации.

Структура проведенных проверок в 2016 году по вопросам осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рис.7.

Рис. 7. Структура проведенных проверок в 2016 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В ходе проверок было выявлено 105 нарушений лицензионных требований. Среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки, увеличилось с 0,5 нарушений в 2015 году до 0,7 нарушений в отчетном периоде.

Увеличение среднего количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных организаций, обусловлено тем, что в план проверок включены новые образовательные организации, в отношении которых ранее не проводились контрольно-надзорные мероприятия в рамках лицензирования образовательной деятельности.

По результатам проведенных проверок:

√ выдано 17 предписаний об устранении всего спектра выявленных нарушений;

√ в ряде проверок выявлены признаки административных правонарушений, по факту которых возбуждено 50 дел об административных правонарушениях;

√ по решению судов в отчетном периоде было наложено 50 административных наказаний (в том числе по материалам 2015 года), из них:

41 – в виде административного штрафа (26 – на должностное лицо, 15 - на юридическое лицо);

9 – в виде административного приостановления деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

√ общая сумма наложенных штрафов в 2016 году составила 1765 тыс. рублей; сумма фактически уплаченных штрафов − 1704 тыс. рублей;

√ на основании постановлений судов, которыми был применен такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности приостановлено действие лицензии 9 организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

- НОУ Донецкий УСТК РО ДОСААФ России по РО (г. Донецк),

- МБОУ Самарский МУК (Азовский район),

- МБДОУ ДС №24 (г. Батайск),

- ЧОУ ДПО УЦ «Гелиос» (г. Белая Калитва),

- АНО ПДПО «Автоград-ЮГ» (г. Шахты),

- ФАУ «Шахтинский ЦППК» (г. Шахты),

- НОУ «УЦ «Автомобилист» (г. Ростов-на-Дону),

- ЧОУ «Автомобилист» (Октябрьский район),

- ПОУ Песчанокопская АШ РО ДОСААФ России РО (Песчанокопский район).

Кроме этого, в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Ростобрнадзором дополнительно проводилась работа по формированию информационно-аналитических материалов о судебной практике по делам об административных правонарушениях в сфере образования, которая, в свою очередь, обобщалась и доводилась до сведения заинтересованных лиц.

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Государственная аккредитация образовательной деятельности осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039).

В 2016 году в Ростобрнадзор поступило 164 заявления о предоставлении государственной аккредитации образовательной деятельности.

По итогам рассмотрения в отчетном периоде заявлений (в том числе поступивших в 2015 году):

√ принято решение о государственной аккредитации образовательной деятельности (в том числе по ранее неаккредитованным образовательным программам) в отношении 184 образовательных организаций;

√ переоформлено 118 свидетельств о государственной аккредитации в связи с изменением наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность, или места ее нахождения, с прекращением реализации отдельных реализуемых образовательных программ, приведением в соответствие с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

√ выдан 1 дубликат свидетельства о государственной аккредитации.

На этапе рассмотрения заявлений заявителями отозвано 11 заявлений о государственной аккредитации.

В 2016 году Ростобрнадзором проведены аккредитационные экспертизы в 184 образовательных организациях, в том числе в 113 общеобразовательных организациях, что составляет 61,4% от общего числа, проведенных аккредитационных экспертиз и в 71 профессиональных образовательных организациях (38,6% от общего числа, проведенных аккредитационных экспертиз).

В профессиональных образовательных организациях Ростовской области и их филиалах аккредитационная экспертиза проведена в отношении 240 основных образовательных программ среднего профессионального образования. По результатам аккредитационных экспертиз установлено соответствие федеральным государственным образовательным стандартам содержания и качества подготовки обучающихся по 240 заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в рамках 74 укрупненных групп.

Исходя из сведений, полученных по результатам аккредитационных экспертиз, наиболее востребованными в Ростовской области основными образовательными программами среднего профессионального образования подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена являются программы, реализуемые в рамках укрупненной группы «19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии», «15.00.00 Машиностроение», «08.00.00 Техника и технологии строительства».

В целях исключения коррупционной составляющей к проведению аккредитационных экспертиз привлекаются эксперты из различных муниципальных образований Ростовской области, не находящихся в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах. За отчетный период привлечено 224 квалифицированных эксперта. Заключено 492 гражданско-правовых договоров с экспертами на привлечение к проведению аккредитационной экспертизы.

Организовано 5 заседаний аккредитационной коллегии Ростобрнадзора по результатам проведенных аккредитационных экспертиз, а также 4 заседания аккредитационной комиссии Ростобрнадзора по аккредитации экспертов в области проведения аккредитационных экспертиз. В настоящее время в реестре аккредитованных экспертов содержатся сведения о 470 квалифицированных специалистах.

Ежегодно Ростобрнадзором вносятся предложения по повышению квалификации экспертов, привлекаемых для проведения государственной аккредитации образовательной деятельности, их участию в семинарах, научно-практических конференциях в целях повышения профессионального мастерства. 100% экспертов, привлекаемых к проведению аккредитационных экспертиз, повышают свою квалификации своевременно в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

В октябре 2016 года Ростобрнадзором разработаны критерии оценки степени участия работодателей в процессе подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессиональных образовательных организациях Ростовской области. Данные критерии используются при проведении аккредитационных экспертиз

Региональная служба продолжает взаимодействие с Управлением государственной службы занятости населения Ростовской области и союзом работодателей Ростовской области по оценке качества подготовки обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Анализ результатов государственной аккредитации в 2016 году позволяет говорить о следующих достижениях:

√ средний срок принятия решения о государственной аккредитации составил 53 дня (при нормативном сроке 105 календарных дней);

√ средний срок принятия решения о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в связи с изменением места нахождения или наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или в связи с прекращением реализации отдельных реализуемых образовательных программ сократился и составил 5 дней (при нормативном сроке 10 дней);

√ система взаимодействия Ростобрнадзора с Союзом работодателей позволяет более объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников в профессиональных образовательных организациях;

√ по итогам проводимой работы с руководителями образовательных организаций по вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности повышается качество работы, проводимой организациями по подготовке к государственной аккредитации;

√ повысилось внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса для реализации основных образовательных программ;

√ государственная итоговая аттестация проводилась по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, реализуемым образовательными организациями.

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 611).

В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в 2016 году:

√ поступило 354 заявления и документа на подтверждение;

√ принято к рассмотрению по существу 354 заявления и документа на подтверждение;

√ приняты решения о подтверждении 347 документов об образовании и (или) о квалификации;

√ принято решение об отказе в подтверждении 2 документов об образовании без направления в правоохранительные органы;

√ по состоянию на конец отчетного периода не истек срок принятия решения по 5 поступившим заявлениям о подтверждении документов об образовании и (или) о квалификации.

Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в 2016 году, представлена на рис. 10.

В отчетном периоде сохраняется тенденция доминирования документов высшего профессионального образования среди общего количества документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении.

Рис. 10. Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в 2016 году

Для получения государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в 2016 году представлено 107 документов, выданных иностранным гражданам.

Наибольшее количество иностранных граждан представили к подтверждению документы, выданные государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации – 52 (или 48,6% от общего количества иностранных граждан, получивших государственную услугу).

По итогам опроса заявителей, проводимого Ростобрнадзором перед началом осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, наибольшее количество документов, представленных в 2016 году для подтверждения, предполагаются к использованию в следующих странах: Азербайджан, Италия, Индия, Германия, Испания.

По результатам мониторинга качества предоставления государственной услуги в 2016 году средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации составляет 9 дней. При этом средний срок ответа организаций на запросы Ростобрнадзора, направляемые с целью установления факта выдачи документа его обладателю, получения образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего этот документ, получения образца оттиска печати, которой скреплен документ, составляет 6,8 дней (или 75,6% от среднего срока предоставления государственной услуги в целом) (рис. 11).

Рис. 11. Удельный вес среднего срока ответа организаций на запросы Ростобрнадзора в среднем сроке предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации

В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации Ростобрнадзором в 2016 году проведена следующая работа:

√ проводились выездные мероприятия на базе образовательных организаций с целью разъяснения порядка предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации среди иностранных студентов, потенциальных получателей государственной услуги;

√ продолжается работа в рамках действующих соглашений о взаимодействии при предоставлении государственных услуг с образовательными организациями Ростовской области.

Наиболее существенной проблемой, связанной с предоставлением государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, по-прежнему, остается нарушение образовательными организациями, как правило, находящимися за пределами Ростовской области, сроков подготовки и направления ответов на запросы Ростобрнадзора, предусмотренных Правилами подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 611), а также отсутствие информации в Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, что в свою очередь приводит к фактическому увеличению срока предоставления государственных услуг.

Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях

Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется Ростобрнадзором на основании статьи 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2014 № 152).

В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях в 2016 году:

√ поступило 14 заявлений и документов на подтверждение;

√ принято к рассмотрению по существу 14 заявлений и документов на подтверждение;

√ принято решение о подтверждении 14 документов об ученых степенях.

Наибольшее количество представленных к подтверждению документов об ученых степенях являлись дипломами кандидата наук.

По итогам опроса заявителей, проводимого Ростобрнадзором перед началом осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, документы, представленные в 2016 году для подтверждения, предполагается к использованию в Италии, Великобритании, Испании, США, Канаде.

По результатам ежеквартального мониторинга качества предоставления государственной услуги в 2016 году средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях составила 17 дней. При этом срок ответа организации на запрос Ростобрнадзора, направляемый с целью установления факта выдачи документа его обладателю, получения образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего этот документ, получения образца оттиска печати, которой скреплен документ, составляет 14 дней (или 82,3% от срока предоставления государственной услуги в целом).

В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях Ростобрнадзором в 2016 году проведена следующая работа:

√ проводились выездные мероприятия на базе образовательных организаций с целью разъяснения порядка предоставления государственных услуг по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях среди потенциальных получателей государственной услуги;

√ продолжается работа в рамках действующих соглашений о взаимодействии при предоставлении государственных услуг с образовательными организациями Ростовской области.

Наиболее существенной проблемой, связанной с предоставлением государственных услуг по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, по-прежнему, остается нарушение образовательными организациями, как правило, находящимися за пределами Ростовской области, сроков подготовки и направления ответов на запросы Ростобрнадзора, предусмотренных Правилами подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2014 № 152), что в свою очередь приводит к фактическому увеличению срока предоставления государственных услуг.

Комплекс мер, проведенных Ростобрнадзором в 2016 году в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании, а также в целях повышения эффективности осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях

В 2016 году Ростобрнадзором в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании принимались следующие предупредительные меры:

√ проведены 14 совещаний с представителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе с участием специалистов министерств и ведомств Ростовской области, являющихся учредителями образовательных организаций).

√ Совместно с профсоюзом работников народного образования и науки РФ (Ростовская организация) проведен семинар с председателями профсоюзных комитетов муниципальных образований РО и внештатными инспекторами труда РО по вопросам формирования системы оценки качества образования.

√ Совместно с синодальным отделом религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в духовно-просветительском центре им. свт. Димитрия Ростовского проведен информационно-методический семинар, посвященный вопросам организации деятельности церковно-приходских школ и православных образовательных центров в контексте развития системы дополнительного образования детей и подростков.

√ По итогам проведенных проверок направлены информационные письма учредителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с предложениями по принятию мер по устранению нарушений, а также по совершенствованию мероприятий по ведомственному контролю за деятельностью проверенных организаций и недопущению аналогичных нарушений в других подведомственных им организациях.

√ Проводилось консультирование участников образовательного процесса по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий.

√ Обеспечивалось систематическое размещение на сайте Ростобрнадзора, на информационных стендах в помещениях Ростобрнадзора нормативных правовых актов Ростобрнадзора, инструктивных материалов по вопросам осуществления контрольно-надзорных функций в сфере образования, информации о результатах проверок, типичных нарушениях, выявленных в ходе проведения проверок.

В рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий Ростобрнадзором проводится мониторинг качества образования, по средствам анкетирования представителей родительской общественности. В 2016 году в перечень традиционных вопросов (обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями, степень удовлетворённости родителей школой и качеством образования) включены вопросы обеспечения безопасности детей во время образовательного процесса, о необходимых шагах по повышению качества образования в образовательной организации, о степени информативности и полезности официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».

Всего в 2016 году было изучено мнение 6569 родителей (законных представителей) обучающихся. Анализ проведенного анкетирования показал, что:

> 98,5% опрошенных родителей положительно оценивают качество образования, получаемое детьми в школах;

> 3,8% опрошенных родителей неудовлетворенны квалификацией педагогических работников образовательной организации;

> 28,7% родителей основным шагом для повышения качества образования называют воспитание у обучающихся отношения к образованию как к важнейшей жизненной ценности;

> 86,8% родителей отмечают, что школа в достаточной степени обеспечивает безопасность своих обучающихся во время образовательного процесса;

> 89,7% проанкетированных родителей считают официальный сайт образовательной организации в сети «Интернет», в которой обучаются их дети, достаточно полезным и информативным.

Ростобрнадзором ведется постоянная работа по противодействию поборам с родителей учащихся в образовательных организациях Ростовской области. Введена практика исследования при проводимых Ростобрнадзором проверках документов, способных свидетельствовать о принуждении родителей учащихся к внесению денежных средств на нужды образовательной организации (договоры об оказании охранных услуг, протоколы родительских комитетов и др.).

Так, по результатам проведенных проверок выявлены факты нарушения прав и свобод родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников, в части привлечения без их согласия к труду, наложения обязанностей, не предусмотренных образовательной программой (проведение субботников, подготовка и организация новогодних утренников, оказание помощи в ремонте, оснащении предметно-развивающей среды в детском саду и др.), в 28 образовательных организациях. В соответствии с этим направлены письма о выявленных нарушениях в адрес органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и (или) глав муниципальных образований (Шолоховский, Дубовский, Боковский, Волгодонской, Зимовниковский, Заветинский, Красносулинский, Морозовский, Чертковский, Советский, Песчанокопский, Аксайский районы, города Гуково, Миллерово, Новочеркасск, Таганрог, Новошахтинск).

В Ростобрнадзоре организована работа «горячей линии» по вопросам законности взимания платежей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях. Сотрудниками в телефонном режиме осуществляется сбор информации и консультирование граждан по вопросам законности взимания денежных средств, информирование учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о фактах выявленных нарушений. Так, в 2016 году поступило порядка 46 звонков, содержащих информацию о поборах в различных образовательных организациях.

В целях повышения эффективности осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в 2016 году проведены следующие мероприятия:

√ функционирует веб-сервис обеспечения контроля сроков исполнения предписаний, выданных Ростобрнадзором в рамках осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования. Посредством указанного веб-сервиса на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений об истечении сроков исполнения предписаний, полученных от Ростобрнадзора.

√ Для повышения качества представляемых документов, а также с целью разъяснения порядка получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, разработано и опубликовано на официальном сайте Ростобрнадзора второе издание информационно-справочного пособия «Методические рекомендации по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности» в соответствии с изменениями законодательства.

√ В целях создания оптимальных условий получения лицензий учреждениями социального обслуживания населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям) Ростовской области в 2016 году проведены информационно-методические совещания с руководителями и представителями данных организаций, в результате которых обеспечено высокое качество представляемых документов и обеспечены оперативные сроки оказания государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.

√ В целях упрощения получения заявителями в электронном виде государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности на официальном сайте Ростобрнадзора функционирует электронный сервис предоставления документов по вопросам лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (http://wsel.rostobrnadzor.ru), посредством которого заявители имеют возможность, используя личный кабинет, направить в Ростобрнадзор заявление и прилагаемые документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Взаимодействие с заявителями в электронном виде осуществляется в соответствии с порядком работы с электронным сервисом, утвержденным приказом Ростобрнадзора от 23.01.2013 № 218. Для удобства заявителей разработана пошаговая инструкция по работе с электронным сервисом, которая размещена на официальном сайте Ростобрнадзора, а также направлена в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

√ Функционирует веб-сервис автоматизированного уведомления заявителей о ходе предоставления государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, посредством которого на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений о необходимости устранения нарушений в представленных документах, о принятии документов к рассмотрению по существу, а также о завершении процедур лицензирования и государственной аккредитации.

√ На официальном сайте Ростобрнадзора в открытом доступе размещен веб-сервис отображения информации о ходе предоставления государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности. При этом не только повышается уровень информированности граждан и организаций, обратившихся в Ростобрнадзор за получением государственных услуг, но и обеспечивается общественный контроль над своевременностью реализации административных процедур.

√ Осуществляется информирование заявителей о возможности отслеживания хода предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях посредством электронного сервиса (http://trs.obrnadzor.gov.ru:4194/search.aspx?RegionCode=61), что позволяет обеспечить надлежащий уровень общественного контроля над своевременностью реализации административных процедур.

√ Ростобрнадзором на постоянной основе осуществляется мониторинг уровня удовлетворенности потребителей полнотой и качеством предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях (в соответствии с приказом Ростобрнадзора от 26.09.2012 № 3503):

в ходе мониторинга в 2016 году проведен опрос 145 граждан, по результатам которого:

  • средняя оценка удовлетворенности потребителей качеством предоставления государственных услуг, в том числе по каждому из критериев («Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственной услуги», «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственной услуги», «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственной услуги») составила 4,99 (или 99,8%);
  • средняя оценка значимости для потребителей каждого из критериев оценки рассчитывалась по трехбалльной шкале и составила:

> для критерия «Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%);
> для критерия «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%);
> для критерия «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%).

 

Смотри также:

Ростобрнадзор

Раздел "Образование"

Скачать:
Скачать в формате .doc (.doc 1154 Кб, 16.03.2017 12:01:00)

Размещен:Размещено:
16.03.2017 11:47:04|
Изменено:
01.03.2018 12:38:51|
Количество просмотров:
138

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации