Природоохранная деятельность

О проводимом мониторинге наличия несанкционированных свалок в Ростовской области

Пояснительная записка ко 2 вопросу заседания Правительства Ростовской области 29.02.2012

 

Решение проблем, в сфере обращения с отходами производства и потребления руководством области уже не один год относится к числу приоритетных. В частности комплекс мер по решению этих проблем был определен коллегией Администрации Ростовской области №58 от 27 июня 2011 года «О реализации муниципальными образованиями области полномочий по организации благоустройства территорий, сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов». В соответствии с п.4 Решения указанной коллегии Ростоблкомприроде и Административной инспекции поручено осуществлять мониторинг наличия несанкционированных свалок на территории муниципальных образований области.

Сбор и анализ информации о ситуации в сфере обращения с отходами Ростоблкомприродой проводился и ранее в рамках ведения регионального кадастра отходов производства и потребления, в соответствии с порядком, определенным Постановлением Администрации Ростовской области от 13.04.2010 года №218 «О порядке ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Ростовской области». Наполнение информационных баз кадастра производилось на основании информации, получаемой комитетом от органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, а также по результатам контрольных мероприятий, осуществляемых инспекторами Ростоблкомприроды и других контролирующих органов.

Для более полной оценки ситуации при осуществлении мониторинга использовались сведения, предоставленные административной инспекцией и материалы, собранные в ходе выполнения первого этапа разработки «Региональной комплексной системы управления отходами производства, потребления и вторичными материальными ресурсами Ростовской области» (далее – «Региональная система»).

По состоянию на июль 2011 года по данным регионального кадастра отходов их размещение осуществлялось на 623 объектах, в том числе на 17 полигонах, 361 санкционированной (место расположения определено решением соответствующего органа местного самоуправления) и 245 несанкционированных свалках. Кроме того, на территории области уже имелось 105 законсервированных свалок.

В результате обследований территорий муниципальных образований контролирующими органами Ростовской области в 2011 году было выявлено 364 свалочных очага, которые вследствие их временного характера не включаются в кадастр. По общепринятой терминологии свалочный очаг - это - скопление твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, возникшее в результате самовольного сброса, по объему до 30 куб. м на территории площадью до 50 кв.м. в отличие от свалки, характеризующейся параметрами: площадь более 5 000 кв.м. и объем более 5000 куб. м.

В соответствии с федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2010 года запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Требованиями для внесения в указанный реестр являются: наличие правоустанавливающих документов, обеспечение санитарных и экологических требований, наличие соответствующей лицензии у организации, эксплуатирующей объект размещения отходов. По данным департамента Росприроднадзора по ЮФО, ведущим государственный реестр объектов размещения отходов на территории области расположено только 22 объекта отвечают указанным требованиям. Остальные объекты размещения отходов, исходя из требований федерального законодательства - нелегитимны.

С целью улучшения санитарного состояния населенных пунктов, выполнения требований природоохранного законодательства по поручению Правительства области контролирующими органами и органами местного самоуправления проводилась работа по ликвидации свалочных очагов и упорядочению работы действующих объектов размещения отходов. По выявленным фактам нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами Ростоблкомприродой и Административной инспекцией приняты меры административного воздействия.

Только Административной инспекцией в 2011 году возбуждено 1260 дел об административной ответственности, по которым вынесено 2,5 млн.рублей штрафов за нарушение правил организации благоустройства, вывоз и выгрузку бытового, строительного мусора и грунта в не отведенные для этих целей места. В 2012 году возбуждено 231 дело, по которым вынесено 1,3 млн. рублей штрафов.

При проведении в январе 2012 года объездов территорий специалистами Ростоблкомприроды и Административной инспекции установлено, что органами местного самоуправления в 2011 году из 364 свалочных очагов ликвидировано 350.

Около 300 тысяч кубометров отходов перемещены на действующие объекты размещения отходов, в том числе и действующие несанкционированные свалки. Повторные проверки контролирующими органами в 2012 году показали, что в ряде мест имеются случаи повторного образования свалочных очагов, в частности в городе Новошахтинске, Багаевском, Боковском, Советском районах.

Одновременно в ряде муниципальных образований проводится работа по сокращению количества действующих объектов размещения отходов. В результате принятых мер ситуация начала меняться.

В соответствии с п.4 решения коллегии Администрации области от 27.06.2011 №58 «О реализации муниципальными образованиями области полномочий по организации благоустройства территорий, сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов» в рамках ведения мониторинга проведено уточнение количества объектов размещения отходов как действующих, так и выведенных из эксплуатации, но не рекультивированных.

В результате проводимой работы на 1 февраля 2012 года в области действует:

584 объекта размещения отходов, в том числе:

- 17 полигонов твердых бытовых отходов (далее ТБО);

- 363 санкционированных свалок;

- 204 несанкционированных свалок.

145 свалок законсервированы.

Количество эксплуатируемых несанкционированных свалок сократилось с 245 до 204, как за счет их ликвидации, так и перевода в санкционированные.

Вместе с тем, поступающая в Ростоблкомприроду информация не всегда позволяет идентифицировать отнесение объекта к свалке, свалочному очагу, оценить ее фактическое состояние, и точное местонахождение, что может повлиять на достоверность сведений, используемых при мониторинге. С целью уточнения перечня мест размещения отходов, исключения дублирования информации Ростоблкомприродой планируется приобретение GPS приемников, объезд территорий муниципальных образований и уточнение на местности координат этих объектов.

Органы местного самоуправления по - разному решают вопросы создания мест размещения отходов.

Так, в Аксайском, Октябрьском, Зерноградском, Неклиновском, Усть-Донецком районах органами местного самоуправления приняты меры по минимизации количества объектов размещения отходов. В этих районах на 10 тыс. человек приходится от 0,01 до 0,3 объекта размещения ТБО. Вместе с тем в таких районах, как Милютинский, Советский, Кашарский, Обливский, Заветинский на 10 тысяч человек приходится от 11 до 16 объектов размещения отходов. Аналогичную картину можно наблюдать и при оценке количества объектов размещения ТБО к количеству населенных пунктов на территориях муниципальных образований. Так, в Заветинском, Константиновском, Ремонтненском, Цимлянском, Семикаракорском районах указанный параметр составляет от 0,67 до 0,9 единицы, т.е объект размещения отходов располагается практически в каждом населенном пункте.

Нужно отметить, что уровень благоустройства с точки зрения захламленности территорий зависит не только от количества мест размещения отходов, но и от количества мусороуборочной техники, наличия специализированных организаций по сбору вывозу отходов, степени охвата населения услугой по сбору и вывозу отходов.

По состоянию на февраль 2012 года в Ростовской области для сбора и вывоза отходов в 12 городских округах задействовано 537 единиц техники, а в 43 муниципальных районах 366, что явно недостаточно.

Анализ результатов мониторинга показывает, большое количество объектов размещения отходов, характерно для муниципальных районов с низким процентом охвата населения договорами на сбор и вывоз отходов, что как правило, обусловлено недостаточным количеством техники для вывоза отходов с территорий муниципальных образований, имеющих большие площади. К таким районам относятся Кашарский, Заветинский, Ремонтненский районы.

Представляется целесообразным министерству ЖКХ области совместно с органами местного самоуправления подготовить предложения по приобретению мусороуборочной техники.

Все вопросы организации работы по обращению с отходами должны быть учтены в генеральных схемах очистки территорий муниципальных образований. Сегодня можно констатировать, что только в 11 муниципальных образованиях разработаны схемы, в 12 - они в стадии разработки или планируется их разработать, а в 32 вопрос о разработке генеральных схем не решен. Эту работу необходимо завершить в ближайшее время.

На 01.02.2012 не выполнен в полном объеме п. 6.1 решения коллегии от 27.06.2011 №58 «О реализации муниципальными образованиями области полномочий по организации благоустройства территорий, сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов».

Не ликвидировано 14 несанкционированных объектов размещения отходов в 5-и муниципальных образованиях области, выявленных в ходе обследований, проведенных Административной инспекцией. По объемам накопленных отходов и занятым площадям эти объекты следует отнести к несанкционированным свалкам. Мероприятия по их ликвидации, либо переводу в категорию санкционированных необходимо выполнять в соответствии с действующим законодательством. Работа муниципальными образованиями в этом направлении продолжается.

Кардинально изменить ситуацию в сфере обращения с отходами на территории области, возможно в рамках реализации разрабатываемой в настоящее время «Региональной системы». Это требует не только значительных временных затрат, но и финансовых средств.

С целью нормализации ситуации в период разработки и реализации «Региональной системы» представляется целесообразным осуществить комплекс мер, направленный на оптимизацию количества объектов размещения отходов в муниципальных образованиях, придание им статуса санкционированных, обеспечение размещения отходов только на выбранных объектах, закрытие, консервацию и плановую ликвидацию объектов, выведенных из эксплуатации. Конкретные предложения представлены в проекте решения.

 

Скачать пояснительную записку и проект решения в архиве .rar (21,3 Кб)

Размещен:Размещено:
27.12.2013 13:52:46
|
Количество просмотров:
138

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112, rra@donpac.ru

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации